16:57, 28 января 2019

Ограбление века: как крали картину Куинджи

Похититель картины Архипа Куинджи задержан. Украденное полотно мужчина спрятал на стройке в Одинцовском районе Подмосковья. Сейчас полиция устанавливает сообщников задержанного – следователи не верят, что он действовал в одиночку. Подозреваемому 31 год. В декабре прошлого года он задерживался за хранение наркотиков, а сейчас проходит по другому уголовному делу – на момент кражи мужчина находился под подпиской о невыезде. Картина Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" оценивается экспертами примерно в миллион долларов, ее страховая стоимость – 12 миллионов рублей. Полотно принадлежит коллекции Русского музея в Петербурге. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Большую выставку Архипа Куинджи в Третьяковской галерее составили его работы из разных коллекций российских и зарубежных музеев. Картину "Ай-Петри. Крым" привезли из Русского музея Санкт-Петербурга. В воскресенье вечером к ней подошел мужчина и снял со стены. Москвичка Ольга, которая успела посмотреть картину (было это около 17:45), перешла в другой зал, когда стало известно о похищении.

ОЛЬГА: Я просто разговаривала с девушкой, при которой это произошло. Они с сыном смотрели картину, подошел молодой человек, снял ее, зашел за угол, выбил из рамки, подхватил и побежал.

Мужчина не бежал, а быстрым шагом покинул галерею. Все это сняли камеры видеонаблюдения. Интересно, что наряд полиции прибыл в галерею почти сразу после похищения, но на другой вызов – из-за взятой по чужому номерку шубы в гардеробе. И уже на месте офицерам пришлось заняться в первую очередь куда более серьезным преступлением.

"Ай-Петри" входит в большой цикл Куинджи, посвященный Крыму. У нее нет четкой даты – искусствоведы относят ее к 1890-м годам. Особенность полотна – в цветовом решении. И еще в одном: художник делал эскизы и наброски, находясь на некоем судне – гора запечатлена с моря.

Академик Российской академии художеств Сергей Заграевский не постеснялся охарактеризовать происшествие громким эпитетом.

ЗАГРАЕВСКИЙ: Ограбить среди белого дня ведущий музей России – это невообразимо! Ничего подобного не было и, я надеюсь, уже как минимум в XXI веке не будет. Поэтому я смело называю то, что произошло, ограблением века.

Между тем история искусства знает немало других печальных событий, которые тоже можно отнести к "кражам века". В 1911 году после кражи Джоконды итальянцем Винченцо Перуджа искать самую знаменитую работу Леонардо пришлось 2,5 года. И то поиски полиции многих стран ни к чему не привели. Вор сам сдался властям.

В недавней российской истории тоже случались громкие похищения картин. В 2001 в Эрмитаже исчезла работа Жана Леона Жерома "Турецкие женщины в бане". Неизвестный преступник через 5 лет переслал ее, сложенную вчетверо, в приемную Геннадия Зюганова в Госдуме. Картину вернули в музей – реставрация длилась 4 года. Сейчас она находится в зале под стеклом, защищенная дополнительно электронной сигнализацией. Похититель не найден, несмотря на оставленные им отпечатки пальцев.

Крупнейшей же кражей в истории мирового искусства можно смело назвать ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в 1990. Переодетые в полицейских грабители связали двух охранников и за полтора часа пребывания в залах вытащили из рам 12 картин и скрылись с ними. Среди похищенного была картина Яна Вермеера "Концерт", оценочная стоимость которой – 200 миллионов долларов. До сих пор она считается самым дорогим украденным полотном в истории. Кроме того, с учетом работ Рембрандта, Мане, Дега и Флинка, совокупно грабители вынесли произведений более чем на 300 миллионов долларов. Примечательно, что новшество безопасности – камеры видеонаблюдения – тоже было учтено преступниками. Перед уходом они стерли изображение со всех кассет. Расследование ФБР до сих пор не закрыто – проверены разные версии, но картины не найдены до сих пор.

Самая дорогая из когда-либо купленных картин – "Крик" норвежского художника Эдварда Мунка (аукционная цена – 120 миллионов долларов) – была украдена в 2004 году из Национальной галереи Осло. Преступникам не удалось её продать, и через 2 года "Крик" был обнаружен полицией.

Министерство культуры оперативно внесло вчера вечером работу Куинджи в список похищенных. Ориентировки тут же были отправлены на все пограничные пункты пропуска, чтобы пресечь вывоз картины за рубеж.

Между тем следственные действия уже через несколько часов дали результат. До истечения воскресных суток картину нашли, подозреваемого задержали, рассказала официальный представитель МВД России Ирина Волк.

ВОЛК: Сотрудниками ГУУР МВД России совместно с ФСБ России и коллегами из УУР ГУ МВД России по г. Москве, УВД по ЦАО и ОМВД России по району Якиманка установлен подозреваемый в совершении данного преступления. Им оказался 31-летний мужчина, который был задержан в поселке Заречье Московской области. Он рассказал оперативникам, что спрятал похищенную картину на территории строящегося объекта в Одинцовском районе, где она и была изъята полицейскими. По предварительным данным, преступление совершено из корыстных побуждений. Подозреваемый ранее, в декабре 2018 года, задерживался столичной полицией за хранение наркотиков и является фигурантом уголовного дела, возбужденного по ст. 228 УК РФ, и на момент задержания находился под подпиской о невыезде.

В настоящее время устанавливаются возможные соучастники задержанного, расследование уголовного дела продолжается.

Столь быстрому расследованию помогла, по словам полицейских, система "безопасный город" – 200 000 камер, установленных на улицах и автодорогах Москвы. И путь преступника из зала Третьяковки – движение к машине на парковке, а далее – его поездка в Подмосковье – оказался на записи.

Картина Куинджи пока находится в столичном главке полиции. Задержанный на первом допросе отказался признавать свою вину.

СОТРУДНИК МВД: За что задержаны?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ: Без понятия.

СОТРУДНИК МВД: Какое преступление совершили?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ: Я не совершаю преступлений, я – законопослушный гражданин России.

СОТРУДНИК МВД: Вы ранее судимы?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ: Нет.

СОТРУДНИК МВД: Привлекались к уголовной ответственности?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ: Нет. Я не нарушаю Конституцию и законы Российской Федерации.

Предварительно эксперты Третьяковки вынесли заключение, что на картине после похищения нет видимых повреждений. "Ай-Петри. Крым" выполнена маслом на бумаге, нанесенной на холст. Ее размеры – 39 на 52 сантиметра. Более точно на вопрос о сохранности полотна специалисты ответят после тщательного исследования всех ее слоев. Также необходимо будет окончательно удостовериться в подлинности найденной картины.

Да, подозреваемый, который уже проходит по делу о хранении наркотиков, соврал следователю, сказав, что ранее не привлекался по уголовным делам. Но если допустить, что он говорит правду про конкретный случай? Дело в том, что статья УК, по которой он задержан, 164-я, называется "Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность". И если представить, что задержанный уже снял в Третьяковке не оригинал картины, а ее мастерски выполненную ранее копию – то она никакой художественной и культурной ценности не представляет, отсюда и заявление, что закон он не нарушал.

Некоторые основания для такой версии могут быть. Весной прошлого года разразился скандал в государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль". 2 картины из его собрания – "Самовар" Казимира Малевича и "Беспредметная композиция" Любови Поповой – внезапно обнаружились в фондах нью-йоркского Музея современного искусства и греческого музея в Салониках соответственно. Экспертиза 2017 года показала, что полотна Малевича и Поповой из коллекции музея в Ростове являются подделками, выполненными в советское время. Обнаружила это искусствовед Светлана Джафарова.

ДЖАФАРОВА: Такой смягченный коврик, гобеленчик, приблизительно покрашенный. То есть это не то чтобы замечательно сделанное, скопированное идеально, нет, это такая приблизительная вещь, понимаете? Главное, что она написана как бы в системе другого времени, как писали в 70-е годы – фузой, такой вот грязной красочкой.

В общем, следователям придется изучать массу деталей и возможных обстоятельств наглой кражи из Третьяковки. В том числе выяснить – действовал ли похититель в одиночку или пользовался чьими-то советами насчет организации систем безопасности в галерее и рекомендациями, как ее обойти. Это принципиально, если был украден подлинник, повлияет и на меру наказания. В первом случае – до 10 лет тюрьмы, во втором – до 15. И ему, и возможным соучастникам.

Ну а Министерству культуры и музеям предстоит провести немалую работу по усилению безопасности в музеях, рассказал директор департамента музеев ведомства Владислав Кононов.

КОНОНОВ: Безусловно, из этой ситуации будут сделаны все соответствующие выводы, чтобы такое не могло повториться вновь в принципе. Увеличено количество смотрителей в залах, предприняты дополнительные меры по креплению картин. В ближайшее время все картины будут оснащены электронными датчиками безопасности.

И это – задача не только Министерства культуры и музеев, но и страховых компаний. Если они принимают на себя ответственность за сохранность ценнейших произведений искусства, а эта картина Куинджи была застрахована на 12 миллионов рублей, логично предположить, что, во избежание крупных выплат, лучше заранее позаботиться о самых современных системах, исключающих утрату полотен.

Вчера Архипу Куинджи исполнилось бы 177 лет. В годовщину его имя внезапно оказалось в центре внимания всей страны. По грустному поводу. Но столичные следователи успели все же завершить этот день самой приятной, наверное, для поклонников творчества знаменитого пейзажиста точкой.