17:59, 04 февраля 2019

"Если бы дети были пристёгнуты, они бы остались живы": мнения экспертов об аварии под Калугой

Задержан владелец попавшего в ДТП под Калугой автобуса. Им является индивидуальный предприниматель из города Ярцева Смоленской области, сообщили в Следственном комитете. Ранее уже был задержан водитель автобуса и заведено уголовное дело по статье "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть 2 и более лиц". Жертвами этого ДТП стали четверо взрослых и трое детей, более 30 человек были госпитализированы. По предварительной информации, из-за заноса на дороге водитель не справился с управлением, после чего автобус опрокинулся в кювет и перевернулся. О расследовании этой тяжелой аварии – корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

128 километр трассы Калуга – Вязьма. Автобус с детской танцевальной группой уже практически подъезжал к Калуге. До нее оставалось километров 40. Вдруг автобус повело юзом. Водитель попытался выправить машину, но у него это не получилось. Автобус снесло в кювет и выбросило с дороги. По инерции 18-тонное транспортное средство перевернулось на крышу. Водитель при этом почти не пострадал. Он первым выбрался из автобуса и начал оказывать помощь своим пассажирам, рассказала в больнице агентству "РИА Новости" мама одной из участниц ансамбля Наира.

НАИРА: Ехали нормально, но нас занесло. Он не справился. Это случайность. Потом сам вышел, вытащил детей. Потом стали другие помогать.

Спасатели приехали быстро. Но в перевернутом автобусе сплющило крышу, так что выбраться из него было невозможно. Чтобы проникнуть в пассажирский салон, спасателям пришлось резать металл.

Дорога в месте ДТП – двухполосная. Местные жители говорят, что асфальтовое покрытие – плохое, всё в выбоинах. К тому же накануне трассу засыпало снегом, который не успели расчистить. А потом он растаял. На дороге образовался гололед, рассказал очевидец Евгений Жаворонков.

ЖАВОРОНКОВ: Тут был ледяной дождь, и дорога была обледеневшей. На легковых машинах мы ехали порядка 80 километров, но и то было неприятно. Водитель автобуса сказал, что он ехал 70 километров в час.

Спасательная операция продолжалась почти 4 часа. Сотрудники МЧС прорезали отверстия в бортах автобуса и через них по одному вытаскивали зажатых в салоне пассажиров. Всех пострадавших доставили в Калужскую областную детскую больницу, рассказал ее главный врач Виктор Михайлов.

МИХАЙЛОВ: Ведут себя спокойно. Во-первых, они замерзли, и пришлось сразу класть в кровать – дали горячий чай, напоили, согревали даже грелками с горячей водой. То есть они "остыли" довольно здорово. На час ночи у нас осталось 8 детей, которые спокойно переночевали у нас и находятся сейчас в больнице. Остальные дети, кто с родителями приехал, они пожелали уехать в гостиницу. Им были предоставлены бесплатные номера. Сегодня мы ожидаем, что дети вернутся. Потому что организованы автобусы.

Водитель не справился с управлением на скользкой трассе – это пока основная версия ДТП. Но следствие рассматривает и другие – возможно, водитель уснул за рулём, потерял управление, и автобус вылетел за обочину. Его техническое состояние – ещё одна возможная причина ДТП. Ведь ему уже не менее 20 лет – для общественного пассажирского транспорта это весьма "почтенный" срок: долгая эксплуатация транспортного средства увеличивает риски отказа тормозной и рулевой систем. Хотя, если за ним хорошо следить, то такой возраст еще не критичен, размышляет автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Может, за автобусом прекрасно ухаживали. И он, может быть, в прекрасном состоянии. У нас в авиации по 50 лет самолеты летают. И никаких проблем нет. Хотя во многих странах считают, что автобус более 10 лет служить не может. И во многих странах 10-летние автобусы в приказном порядке продают в малоразвитые страны. Например, и в Россию продавали. Но теперь в России это запрещено, и их продают куда-нибудь в другие страны.

"Судя по бумагам, государственный техосмотр этот автобус прошел в декабре прошлого года. То есть, казалось бы, совсем недавно. Вместе с тем юридическое состояние документов о прохождении ТО вызывает сомнение в подлинности", – сказал представитель ГИБДД. Подозрение вызывает тот факт, что последний раз автобус проходил проверку на юге России, хотя транспорт зарегистрирован в Смоленской области. В ГИБДД не исключают, что записи о пройденном техосмотре на самом деле – липовые. Более того, выяснилось, что 3 года назад этот автобус не пропустили в Белоруссию. Его тогда тоже арендовали для детской экскурсионной поездки в соседнюю страну, но на границе автобус не пропустили, так как у него не было лицензии на перевозку детей. И это – не единственное нарушение водителя и владельца автобуса, сообщил замначальника Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Степанов.

СТЕПАНОВ: В 2018 году водитель за нарушения правил перевозки детей также был привлечен к административной ответственности. Данный предприниматель привлекался к ней за отсутствие договора страхования пассажиров.

У следствия есть данные, что и на этот раз о рейсе с детьми контрольные органы уведомлены не были. Организаторы фестиваля в Калуге лишь принимали заявки на участие от желающих, но перевозкой не занимались. Родители школьников сами собрали деньги и арендовали автобус. И ехал он без полицейского сопровождения, хотя, когда перевозятся дети, то такой эскорт должен быть. Но, во-первых, даже если бы впереди ехал автомобиль ГИБДД, то он никак не помог бы при заносе автобуса на гололеде. А во-вторых, одиночные автобусы с детьми сопровождения не требуют, уточняет Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Сопровождение ГИБДД в обязательном порядке – когда 2 и более автобусов. Если автобус один, то просто по постановлению оформляется. Это очень серьезное постановление. Там огромное количество пунктов – подробно надо расписать, где сидят дети, где сидят руководители, какой опыт у водителя, что там с этим автобусом. Всё очень строго. И оформляется вот такая бумага не менее чем за 3 дня до выезда. Но на самом деле ухитряются как-то обходить это постановление. Довольно часто обходят за счет того, что как раз родители едут с детьми, и это не считается чисто детской поездкой – просто люди выехали на выходные.

Кроме того, выяснилось, что никто в автобусе не был пристегнут. Хотя ремни безопасности есть, и, согласно ПДД, нужно пристегиваться не только в легковых автомобилях, но и в рейсовых автобусах тоже. Пострадавших в этом случае было бы гораздо меньше, полагает Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Если бы эти дети были пристегнуты, они бы 100% остались бы живы. Может, повреждения какие получили, но они бы остались живы. Судя по всему, никто не был пристегнут, хотя правила этого требуют. По правилам в междугородних автобусах должны быть ремни безопасности, и все пассажиры должны быть пристегнуты. Тем более если это дети.

Водитель и хозяин автотранспортной компании, в которой числился этот автобус, задержаны. Полиция попросит суд взять их под стражу.