12:27, 11 февраля 2019

Что такое зло: Озон и Акин впечатлили Берлин

Хоррор о серийном убийце и картина о развратном священнике: на Берлинском кинофестивале состоялись премьеры фильмов режиссеров Франсуа Озона и Фатиха Акина. Обе ленты основаны на реальных событиях и вызвали неоднозначную реакцию публики. С места событий передает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Самыми ожидаемыми на Берлинале были картины двух европейских режиссеров-звезд одного поколения. Первый, француз Франсуа Озон, неоднократно участвовал в этом и других фестивалях, хотя ни разу не брал главный приз. Второй, немец турецкого происхождения Фатих Акин, стал известен всему миру после того, как его выразительная любовная драма "Головой об стену" получила "Золотого медведя" в Берлине.

На этот раз оба приехали в столицу Германии, чтобы показать картины по мотивам реальных событий – о том, что такое зло. И оба впечатлили критику и публику. "По милости божьей" Озона ультрасовременен по теме и основан на драматическом случае, который исследуется судом прямо сейчас: вердикт должен быть вынесен на днях, в марте. Речь о лионском пожилом священнике Бернаре Прейна, который на протяжении всей жизни домогался мальчиков, с которыми работал в церкви и скаутских лагерях; многим из них он этим сломал жизнь.

Один из них, сыгранный любимым актером Озона Мельвилем Пупо Александр, давно выросший и успешный – работает в парижском банке, отец пятерых детей, – однажды узнает, что Прейна до сих пор имеет дело с детьми и, придя в ужас, решает положить этому конец. Но это оказывается не так-то просто: на защиту преступного и, похоже, не склонного к раскаянию педофила встает церковное начальство – влиятельный кардинал. Бывшие жертвы находят друг друга, объединяются, открывают веб-сайт и ассоциацию для борьбы с лицемерием и насилием; кто победит, неясно до сих пор, но Озон включается в войну, откладывая в сторону свою обычную иронию и стилизаторский талант.

Этот фильм – французский ответ оскароносному "В центре внимания" – так же публицистически сух и реалистичен, как американский прообраз: педофилия – не материал для художественной игры, да и тема говорит за себя. Фатих Акин, напротив, исследуя патологический случай и его социальную подоплеку ударился в стилизаторство, за что заслужил восторги одних и презрение пополам с недоумением других.

"Золотая перчатка" – выразительный до дрожи рассказ о Фрице Хонка, гамбургском Чикатило 70-х годов: в этом буйном десятилетии, напоминающем каждому интеллигентному немцу о кинематографе Фассбиндера – его имеет в виду и режиссер, – Хонка завлек в свой дом, убил и расчленил нескольких проституток, пока случайный пожар в здании не вывел его на чистую воду.

Сутулый, гнилозубый, близорукий Хонка с носом картошкой и невнятной речью – самый непривлекательный серийный убийца в истории. Но в пивной "Золотая перчатка", где и разворачивается действие, так много всякого сброда, что и на Хонку всегда находятся охотницы.

"Золотая перчатка" – настолько яркий и глумливо-страшный фильм, который входит во все, самые неаппетитные детали убийств и отказывается выносить любое суждение по этому поводу. Нет морализаторства и попытки найти противоположный полюс добра. Наверное, поэтому картина Акина, лишенная аккуратного и тщательного подхода Озона, производит гораздо более сильное впечатление – поражает, ужасает и остается со зрителем навсегда, как бы он ни старался ее забыть. Впрочем, это не всегда достоинство.