19:18, 15 февраля 2019

«Берлинале-2019»: предварительные итоги

Кто победит – китайский кинематограф или европейская сатира? В Берлине подходит к концу 69-й международный кинофестиваль – завтра жюри под началом французской актрисы Жюльетт Бинош огласит свой вердикт и раздаст главные награды. Кинообозреватель «Вестей FM» Антон Долина подводит предварительные итоги уже сейчас.

Официальные результаты Берлинале имеют все шансы оказаться непредсказуемыми, причем в любую сторону: именно так это случалось 2 года подряд. Причем если в 2017 неожиданно для всех победила тончайшая драма венгерки Ильдико Энеди «О теле и душе», которая казалась слишком умной и изысканной для «Золотого медведя», то в прошлом году лидером неожиданно признали спекулятивную и откровенно слабую картину румынки Адины Пинтилие «Не тронь меня», снова удивив всех, но уже не так приятно. Общего у победительниц – только то, что обе – женщины.

В этом году женщин в конкурсе – почти половина. Разброс стилей, поколений и стран – поразительный. Польский живой классик Агнешка Холланд рассказала мейнстримную, поверхностную и небрежно-китчевую историю на серьезнейшую тему – о голодоморе – в картине «Мистер Джонс»: вполне могут наградить, хотя бы за тему. Испанка Изабель Койшет в жгучей черно-белой мелодраме – старомодной, слезливой и схематичной – рассказала историю первых официально поженившихся друг на друге женщин в истории, Элизы и Марселы, одна из них была переодета в мужчину: фильм так и называется – «Элиза и Марсела». Немка Ангела Шанелек в многоплановой и нелинейной философской драме – впрочем, с элементами комедии – «Я был дома, но» рассказала о непонимании между родителями и детьми, а заодно об условностях актерской игры: картина – одна из сильнейших на фестивале, но и одна из сложнейших, для любого жюри это – минус.

Самая вероятная претендентка на золото – бодрая македонка Теона Стругар Митевска, чей фильм называется «Бог есть, его зовут Петруния». Это феминистская сатира, сказка по реальным событиям о девушке, вмешавшейся в традиционно мужской религиозный ритуал и нарушившей его, остроумный и живой фильм с превосходной актерской работой. А ведь еще были датчанка Лоне Шерфиг, австриячка Мари Крютцер, немецкая дебютантка Нора Фингшайдт. Выбор – богатый.

Из мужчин на призы наиболее веско претендуют китайцы – уже имеющий одного «Золотого медведя» Вань Чуаньянь, снимавший свою психоделическую драму «Яйцо» в монгольских степях, и режиссерская звезда шестого поколения Ван Сяошуай с монументальной трехчасовой семейной сагой о супружеской паре, потерявшей ребенка, – «Прощай, сын мой». Нельзя сбрасывать со счетов и Франсуа Озона с бескомпромиссным антипедофильским манифестом «По милости божьей», и даже немца Фатиха Акина со скандальным жизнеописанием серийного убийцы «Золотая перчатка».

У критиков же уже есть победитель: и в международном рейтинге, и в российском на первом месте – израильтянин Надав Лапид с нестандартной трагикомедией «Синонимы». Ее герой, молодой одиночка по имени Йоав, переезжает в Париж в надежде отказаться от своей национальной идентичности, превратиться из еврея в француза, забыть все родовые травмы и груз символической ответственности, стать новым человеком. Эта яркая и самобытная картина, возможно, плохо подходит на роль победителя престижного фестиваля, но после его окончания и раздачи «медведей» она определенно останется в памяти, а многие из победителей из нее сотрутся.