тема: Такси
22:17, 20 марта 2019

Самозанятость в "шашечках"

Статус "самозанятый" наиболее популярен у таксистов. Об этом свидетельствуют данные Налоговой службы. Таксисты активнее регистрируются самозанятыми – тем самым оптимизируют свои налоги. Но как это отразится на их клиентах, то есть пассажирах, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Свои налоги самозанятый, конечно, соптимизировал, и ему, как работнику, стало лучше. А вот его клиенту – не факт. В случае ДТП у пассажира повысился шанс остаться без компенсации, уверен председатель Координационного совета межрегионального профсоюза "Таксист" Андрей Попков.

ПОПКОВ: Самозанятый – это физлицо. Что вы возьмете с физлица? У него ничего нет, кроме кредитов и долгов. Вы можете взять с крупной компании, у которой есть активы, которая может подтвердить эти активы и может ответить этими активами в случае чего. Но с физлица вы ничего не возьмете. ОСАГО у него может быть "левое". Никто на сегодняшний день не контролирует это. Ну, найдете вы его – а дальше что? У него нет столько активов, чтобы он мог покрыть расходы. Активы – только у компаний. У нас в такси миллионеры не работают.

В агрегаторах на это парируют, что самозанятый – это, прежде всего, налоговый статус. Но чтобы получить лицензию на таксисткую деятельность, необходимо быть юрлицом – например, ИП. А потом просто этот "ипэшник" перезаписывается в самозанятые. То есть для клиента принципиально ничего не меняется – как было, так и осталось. И в любом случае агрегаторы своих пассажиров страхуют, поясняет пресс-секретарь "Яндекс.Такси" Наталья Рожкова.

РОЖКОВА: Это страхование распространяется на всех, кто находится в машине в момент поездки: это и сам пассажир, кто заказал поездку, и его попутчики, и сам водитель. В случае ДТП все они застрахованы; каждый – на сумму до 2 миллионов рублей. Эта ответственность принята нами на себя добровольно, и страховка выплачивается. Те водители, которые работают с нашими заказами, знают, что в случае ДТП и они сами, и пассажиры, которые, предположим, пострадали и получили какие-то травмы – всё это будет компенсировано.

И ОСАГО, и страховка агрегаторов распространяются только на ДТП. Но иногда бывает, что источником зла становится сам таксист. То он, предварительно разбив телефон пассажира, запрет его в салоне, пока тот не заплатит по двойному тарифу, то ценник у него окажется не в рублях, а в евро, то вообще изобьет и ограбит своего клиента, а чаще – клиентку. А потом скроется. Как быть в таких случаях? Такое бывает, но нужно понимать, что эта проблема никак не зависит от того, самозанятый таксист или какой иной. И сейчас с этим гораздо лучше, чем в недалеком прошлом, отмечает председатель Союза пассажиров, член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков.

ЯНКОВ: Это очень редкие случаи. Криминала было больше, когда ездили "бомбилы", не имевшие никакого статуса. С точки зрения криминала, что индивидуальный предприниматель, что самозанятый, что наемный работник – всё одинаково. Нет такой статистики, что самозанятые чаще грабят клиентов, чем индивидуальные предприниматели. И вряд ли такая статистика вообще может быть.

Да и вообще, передвижение на такси стало гораздо безопаснее с агрегаторами. Потому что от каждой такой поездки остается след – с маршрутом, точками остановки, именами клиентов и водителя, добавляет Кирилл Янков.

ЯНКОВ: Когда 20 лет назад мы все ездили с "бомбилами", то безопасности было гораздо меньше. Поскольку сейчас основная часть поездок осуществляется либо через агрегаторов, либо по заказу непосредственно в таксомоторных компаниях, то и агрегаторы, и таксомоторные компании следят за тем, чтобы таксистами были только люди с соответствующим статусом. А если вы голосуете на дороге и едете неизвестно с кем, тогда, конечно, шанс попасть на криминал повышается.

Есть еще любопытный аспект самозанятости, который может быть интересен пассажирам. По статистике, люди, то есть те же пассажиры, в сложных жизненных ситуациях идут прежде всего в таксисты. Пользуясь режимом самозанятого, можно максимально легально и быстро подработать, говорит Наталья Рожкова.

РОЖКОВА: И при этом выплатить минимальный налог. Человек в какой-то экстренной ситуации регистрирует индивидуального предпринимателя, переходит в режим самозанятых. Может подрабатывать в удобные ему часы, по выходным, по дороге на работу или с работы кого-то подвозить, зарабатывая деньги и платя только 4% налога. Отпала у него необходимость – он просто выключает приложение и не подрабатывает. Ему не нужно ничего платить дополнительно.

Вот чего уж точно не удастся клиенту при заказе самозанятого таксиста – так это сэкономить на тарифе. Они у нас настолько демпинговые, что дальше уже снижать и некуда. Если водителю, рассуждают специалисты, потом удастся сэкономить на налогах, то разницу он положит себе в карман, но не снизит стоимость проезда.