16:45, 06 мая 2019

Должник, «открой» номер: коллекторы хотят получить доступ к «Госуслугам»

Коллекторское сообщество просит открыть доступ к личным данным граждан на портале «Госуслуги». Таким образом они хотят получать актуальные телефонные номера заёмщиков. Эксперты опасаются за сохранность персональных данных и считают, что проверять, на кого оформлен номер телефона, надо при выдаче займа. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.

Коллекторы хотят, чтобы заёмщики сами сообщали им о смене мобильного номера через портал «Госуслуги». Если должник сменил симку и не отвечает на письма, взыскатели через портал смогут выяснить, давал или нет человек согласие на обновление его данных. Если давал, коллектор сверяет номер из своей базы с тем, что указан на «Госуслугах», или запрашивает у мобильного оператора новый номер телефона должника. Комментирует президент Национальной ассоциации коллекторских агентств Эльман Мехтиев.

МЕХТИЕВ: Дайте банкам, МФО, коллекторам возможность сначала проверить согласие (на обновление данных – прим.ред.). Если есть согласие, мы запрашиваем этот номер на портале или же просто у мобильного оператора, потому что, может быть, на портале человек не внёс новый номер.

В любой момент человек может отозвать обновление своих данных через портал «Госуслуги.ру», в том числе если он давал такое согласие на других сайтах. Например, собственник разбирался с налогами на недвижимость и, чтобы на сайте Росреестра заново не вбивать паспортные данные, разрешил получить всю информацию с «Госуслуг». Потом это согласие можно отменить.

Коллекторы хотят знать, давал ли должник такое согласие или нет, чтобы не работать впустую. Если человек не обновляет контакты, коллекторские агентства обзванивают те номера, которые купили у банков вместе с долгом. И часто донимают людей, чей номер по ошибке попал в чёрный список должников. Например, если мошенник не собирался возвращать кредит и специально указал в анкете другой номер. Если гражданин уверен, что коллекторы названивают ему по поводу чужого долга, он может пожаловаться на сайте ассоциации, отмечает Эльман Мехтиев.

МЕХТИЕВ: Если человек не оставил согласие, и мы не знаем его номер, то мы берём старые данные, переданные кредиторам, и по этим данным пытаемся его найти. Если оказывается, что у человека "чужой" номер, к нам приходит жалоба, и мы разбираемся.

Эксперты опасаются, что телефоны граждан с портала «Госуслуг» попадут к «чёрным коллекторам». Кроме того, проверенной базы мобильных номеров нет даже у сотовых операторов, так что ошибочные звонки будут продолжаться. Комментирует финансовый эксперт Семён Новопрудский.

НОВОПРУДСКИЙ: Угроза того, что они кому-то другому "сольют" данные, незначительная. А вот то, что они, получив актуальные данные, будут взимать с потенциального должника средства – да, такая угроза есть. Для коллекторов, особенно с учётом закона о коллекторской деятельности, который существенно ужесточил правила их работы в легальном поле, наличие актуального номера телефона – это вопрос выживания.

Проблема решается проще, говорят специалисты: надо ещё в банке, при выдаче кредита, проверять, кому конкретно принадлежит телефонный номер. Ошибку легко исправить, а если заёмщик изначально планировал обман – можно внести его в чёрный список.