тема: Кредиты
13:45, 14 июня 2019

Навязанные страховки: как «горе-юристы» разводят на деньги

Банки обязали возвращать деньги за кредитную страховку и еще доплачивать клиентам сверху. В спорах о навязанных полисах Верховный суд встал на сторону граждан. Практика последних лет показала, что банки стабильно нарушают закон. Людям, которые сталкиваются с этим, суды почти гарантированно возмещают и саму сумму страховки, и моральный вред, и штрафы за ошибки банковских служащих. Однако угроза исходит не только от банков: навязанные страховки привлекают псевдоюристов. Они обещают быстро и без суда решить вопрос с незаконным списанием денег. Обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов – подробнее.

Страховать кредит не обязательно. А если банк навязал такую услугу, то клиент имеет право от нее отказаться даже после того, как уже подписал все документы. По закону у гражданина есть две недели, чтобы внимательно прочитать свой договор, найти скрытые пункты про страхование, затем вернуться в банк и потребовать их оттуда убрать. Если деньги за страховку за это время уже списали, то их обязаны вернуть безоговорочно. Если двухнедельный срок прошел, а кредит погашен досрочно, то обязаны вернуть страховую премию за остаток срока. Если банк против, это делается по суду, но уже с дополнительной компенсацией: штрафом в пользу гражданина и возмещением морального вреда. Практически при любом раскладе клиент будет прав, говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Максим Березин.

БЕРЕЗИН: Более сложные случаи возникают, когда эти 14 дней уже истекли, и есть какая-то привязка к досрочному возврату кредита. То есть на сегодняшний день нет никакой сложности в плане понимая перспектив таких дел. Сложность есть в обращении в суды, в самой судебной систему могут быть сбои. Но если смотреть, исходя из того, как Верховный суд рекомендует, то сейчас всем все понятно.

Но все это – на бумаге. На практике люди редко возвращаются в банк, чтобы вернуть плату за страховку, и еще реже ходят в суды. Мошенники охотно этим пользуются. Недавно появилась очередная схема с разводом на деньги как раз тех, у кого в кредите есть навязанная страховка. Человеку звонят и сообщают, что знают про его только что взятый кредит или кредитку и что там, если внимательно посмотреть, «зашит» полис. Они готовы помочь с отказом от страховки, если человек придет к ним в офис и проконсультируется. Из комментариев тех, кто с подобных сталкивался, не известно, что будет дальше. Телефонная линия конторы, которая этим промышляет, входящие звонки не принимает. По заявке с сайта с просьбой перезвонить на мобильный они так и не ответили. Скорее всего, они обрабатывают клиентов, чтобы подготовить их к суду и получить потом с них часть компенсации, рассуждает председатель совета «Финпотребсоюза» Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: Мы называем их «горе-юристы». Они предлагают вам защиту от того, от чего не нужно защищать. Вас втаскивают в тяжбу, доводят до судебного иска. Не могу сказать, что они впрямую кого-то обдирают, но они пытаются заработать на ситуации вокруг договора с банком. Причем тот самый пункт, который легко обжаловать: по действующему законодательству вы можете спокойно написать в свой банк, что не согласны с этой страховкой и просите ее отменить.

В этой новой схеме самое страшное – это то, как быстро мошенники получают доступ к персональным данным должников. По отзывам в Интернете становится понятно, что звонки поступают клиентам одного и того же очень крупного банка. Это значит, у них в системе учета персональных данных – огромная дыра. Раньше часто бывало, чтобы мошенники знали вашу фамилию, имя, какую-то часть паспортных данных и размер кредита (все это можно легально купить в любом бюро кредитных историй). Но вот чтобы прямо до деталей: «Мы знаем, что у вас в договоре есть пункт о страховке» – это вопиющее нарушение, добавляет Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: Информация явно получена от сотрудника банка незаконным образом. Они сливают информацию, что вы получили кредитную карту с договором по страхование. С этим нужно сразу же обращаться в банк, что какой-то недобросовестный сотрудник сообщает своему бизнес-партнеру на стороне данные: либо просто координаты, либо полностью персональные данные. Это должна отслеживать служба безопасности банка, нужно обращаться туда. Потому что другого источника ухода информации нет.

В таких случаях не будет лишним перестраховаться и отозвать свои данные у банка. Не известно, кому еще они могут продать или отдать сведения из договора. В лучшем случае это будет очередная реклама, но нередко на людей оформляют новые кредиты, от которых потом сложно отделаться даже в суде. Кстати, привлечь банк за утечку данных практически нереально. Даже если буквально поймать их за руку и указать, что договор почему-то был передан третьим лицам, они всегда смогут ответить в суде, что клиент сам где-нибудь его опубликовал или что у него почта забита вирусами, и что они тут совершенно ни при чем.