тема: ЕГЭ
00:25, 29 июня 2019

Экзамен будущего: на ЕГЭ предлагают разрешить пользоваться Интернетом

Выпускникам школ в будущем разрешат использовать справочные материалы из Интернета. На ЕГЭ и ОГЭ по литературе, русскому языку, географии они смогут воспользоваться открытыми ресурсами для цитирования или поиска необходимой объемной информации. Это не подсказки, а возможность продемонстрировать свои способности работать с источниками, говорят разработчики. Однако есть педагоги, которые относятся к такого рода новациям скептически. Способны ли улучшить ответ и повысить баллы дополнительные интернет-источники, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.

Экзамен будущего выглядит так: приходишь на ОГЭ или ЕГЭ, получаешь задание, вникаешь в тему и открываешь Интернет. Чтобы почерпнуть дополнительные знания на заданную тему, которые чисто физически невозможно удержать в собственной голове из-за их объема. Как поясняют разработчики «компьютерная форма позволит привнести в экзамен поиск информации в интернете, работу с разнообразными справочными данными. Появится возможность использования различных мультимедийных источников. Например, работа с геоинформационными системами в географии». Такой же подход можно задействовать в литературе, русском языке и истории. Это будет информация с разрешенных ресурсов, поясняет эксперт по проведению ЕГЭ, доктор физико-математических наук, профессор Александр Иванов.

ИВАНОВ: Ребенка посадят за компьютер. Он будет сдавать ЕГЭ в таком электронном варианте. И при этом ему разрешат пользоваться строго определенными ресурсами. Т.е. пускать будут не в интернет вообще, а к конкретным ресурсам. Вот раньше на экзамене, например, по литературе можно было пользоваться первоисточниками. Были произведения Толстого, Достоевского, которые можно было листать, выбирать цитаты при подготовке. Вместо таких бумажных источников предложат детям пользоваться строго определенными ресурсами, которые находятся на определенных сайтах, ФИПИ или чего-то еще.

Такой подход тут же породил массу сомнений и вопросов: это интернет-шпаргалка или полноценный помощник? Ведь выход в интернет на экзамене для продвинутых школьников – это же открытая дверь в мир, откуда можно все списать. Безусловно, при разработке такой формы должна быть 100% защита от несанкционированного выхода в общее интернет пространство, говорит кандидат педагогических наук, директор Научно–методического центра «Аксиома» Юлия Егорова.

ЕГОРОВА: Должны быть соответствующим образом подготовлены модели экзамена. Т.е. задания и подход к формированию заданий должен быть индивидуальным. Задание ребенок должен получать на экзамене, чтобы вообще «кимы» не висели вообще никогда. Второе. Задание должно быть построено таким образом, чтобы оно позволяло проверить соответствующие компетенции ребенка. Это работа с информацией и функциональная грамотность. Сегодняшние задания еще рановато вот так выпускать в открытое плаванье.

Зато когда все будет отрегулировано – плюсы такого подхода станут очевидными. Прежде всего – это новые навыки, которые вынуждены будут освоить современные ученики, которые разучились работать с текстами, научными и аналитическими материалами, цитировать их. Если этот метод оправдает себя, разработчики заданий могут пойти дальше. Будут постепенно вводиться задания, в которых нужно провести эксперимент при помощи предложенной интерактивной модели или задания с компьютерным экспериментом. Вплоть до сдачи химии или физики с подключением датчиков, которые заменяют динамометры, амперметры и вольтметры. Эксперимент становится цифровым. Это совершенно новый уровень для школьников. Цифровые форматы позволят качественнее оценивать навыки, актуальные для современной жизни и работы. Например, поиск в интернете позволит посмотреть, не только как ученик ищет, но и как умеет анализировать, сопоставлять, выдавать собственную интерпретацию прочитанного. Не верит ли он всему, что написано, способен ли сформировать свое мнение. Кроме того, гораздо проще контролировать качество теста – уверена Юлия Егорова.

ЕГОРОВА: Это компетентностные навыки, это работа с информацией. Возможность, прочитав текст, сделать из него массу выводов, причем выводов по различным предметам. Т.е. это некая интеграционная информация, которая позволяет применять знания из разных предметных областей.

Впрочем, некоторые педагоги достаточно прохладно встретили эту новацию. Хотя и признают, что задумка хорошая. Они скептически относятся к ее воплощению. Школьникам придется все равно выбирать из предложенного и запоминать варианты ответов при подготовке, а не размышлять, говорит Александр Иванов.

ИВАНОВ: Это очень дорогостоящее мероприятие, но это кардинально ничего не меняет вообще. Что будет на выходе? В этом смысла никакого нет. Есть гораздо более быстрые способы улучшить вступительные, выпускные экзамены. Цель образования – давать компетенции, а вовсе не запоминать информацию. А ЕГЭ требует как раз запоминания.

Тем не менее, ЕГЭ и ОГЭ ждет еще немало изменений в будущем. На их фоне интернет–подсказки – лишь небольшой нюанс. Так, например, планируется задания ЕГЭ сделать индивидуальными. Для этого большое число вариантов создадут на основе искусственного интеллекта. Но будет это не так быстро. На весь комплекс работ, по мнению экспертов, уйдет не менее 5 лет. В результате разработчики измерительных материалов совместно со специалистами по технологиям создадут целый банк заданий для экзаменов. Это в будущем позволит выбирать индивидуальные варианты в автоматизированном режиме.