16:32, 15 августа 2019

Пернатые «диверсанты»: как часто падают самолёты из-за птиц

По предварительной версии, инцидент с самолетом «Уральских авиалиний» в Жуковском произошел из-за попадания в двигатель стаи чаек. Птицы – это беда авиации. Неоднократно в случаях попадания в двигатель птиц полет заканчивался авиакатастрофой. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.

По статистике, больше 5 500 самолётов каждый год сталкиваются с пернатыми. В теории одна чайка не представляет серьезной угрозы. Но когда на пути самолета – птичья стая, это сравнимо с обстрелом из пушек. Самое опасное – если птицы врезаются в кабину пилотов или попадают в двигатель. В этом случае шансы заглохнуть – 50 на 50. Крупная птица разбивает лопатки турбины «в хлам». Двигатель выходит из строя и может загореться. Комментирует председатель редакционного совета издания «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров.

КОМАРОВ: Нарушается целостность воздушного потока, который проходит через двигатель. Происходит сбой в подаче воздуха, и топливная автоматика не успевает отработать эти сбои. Но самая большая неприятность – это так называемый помпаж двигателя, когда этот сбой воздушного потока приводит к пульсации двигателя. Это чревато его разрушением.

Самая громкая "диверсия" пернатых произошла 10 лет назад над Нью-Йорком. Лайнер местной авиакомпании после взлёта столкнулся со стаей птиц. Оба двигателя вышли из строя. Пилот не растерялся и посадил самолёт на воду Гудзона. Все пассажиры остались живы. О чудесном спасении даже сняли фильм.

Не менее зрелищно выглядит разбитый нос самолёта после того, как врезается в перелётную стаю. Кабина вместе с остеклением превращается буквально в решето. Пилоты нередко получают серьёзные травмы. Такой случай произошел в 2004 году. Пассажирский лайнер экстренно сел в аэропорту индийского Мумбаи после столкновения со стаей птиц. После приземления пассажиры с удивлением разглядывали полутораметровую вмятину под кабиной и трещины по всему носу.

Конструкторы добились того, что даже при значительных повреждениях самолет смог долететь до ближайшего аэродрома. Вероятность поломки всех двигателей одновременно почти равна нулю. Кроме того, все аэропорты используют систему отпугивания птиц. В России она называется «орнитологическое обеспечение безопасности полётов». Пернатых прогоняют разными способами: включают через громкоговорители звуки, которые отпугивают птиц, используют шумную пиротехнику. Самый экзотический способ – отлов чаек и ворон с помощью хищников. В Домодедове, например, в штате состоят несколько ястребов-тетеревятников. Но всё это не даёт стопроцентной гарантии того, что птицы не вернуться на взлётную полосу. Так считает вице-президент клуба «Птицы и люди», кандидат биологических наук Надежда Егорова.

ЕГОРОВА: Если эти хищники их не трогают и после тревоги ничего с самими птицами не происходит, они просто перестают на это реагировать. Отлавливать и отстреливать неэффективно – это слишком большие затраты, да и птиц меньше от этого не станет.

Впрочем, и число аварий и катастроф по вине птиц невелико: в среднем одна авиакатастрофа с жертвами приходится на миллиард лётных часов. Для сравнения: один самолёт за весь срок службы проводит в воздухе не больше 60 000 часов. В России в последний раз люди гибли по вине птиц в 2007 году. Тогда небольшой Ан-12 разбился после взлёта в Домодедове, погибли 7 человек. В основном птицы разоряют страховые компании: ежегодный ущерб коммерческой авиации от столкновений превышает миллиард долларов.