тема: Такси
17:17, 10 сентября 2019

Тотальный контроль жулью не помеха

Тотальный контроль за рулём. Каждого, кто хочет работать в такси, агрегаторы просят проверять на чистоту. И перед законом и по медицинской линии. С привлечением баз данных полиции и наркологов. Насколько такой механизм окажется жизнеспособным и что он изменит в реалиях одного из самых массовых видов транспорта – разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артёмов.

Сегодня стало известно о достаточно неожиданной инициативе агрегаторов. Они буквально требуют, чтобы соискателя рабочего места за рулём тщательно изучали через базы данных полиции на предмет возможной судимости или лишения прав в прошлом, а также – по базе наркологов. Потому что действующая форма разрешений не идет впрок ни пассажирам, ни агрегаторам, говорит директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин.

ШУШАРИН: Сейчас разрешение выдается на железо, на автомобиль, и это разрешение никоим образом ничего не говорит о лице, которое этим автомобилем управляет. Это как раз и есть самое слабое звено во всей цепочке. И ничего не говорит о безопасности поездки. Да, нам действительно надо знать – с кем мы сотрудничаем? Кто берет у нас заказы на перевозки пассажиров?

Допустим, такая проверка необходима. Но как она может выглядеть? Кандидат должен пойти в полицию и к наркологам – взять у них справки, что совершенно чист, и далее устраиваться на работу? Или агрегаторы будут это выяснять сами, запросив допуск в соответствующие базы? Вот как эту дилемму осторожно прокомментировала нам официальный представитель сервиса такси «Везёт» Зоя Австрийская.

АВСТРИЙСКАЯ: В идеальном мире, мы, конечно, видим какую-то базу, к которой мы имеем доступ и быстро можем проверять конкретного перевозчика. Здесь – достаточно сложный вопрос, и технический, и юридический, так как мы имеем дело с персональными данными, а это – достаточно жестко зарегулированная история. Сложно сказать, как это возможно реализовать, но тем не менее – прозрачность услуги, мы полагаем, может увеличить безопасность поездок.

Бизнес агрегаторов такси, это, по сути – продажа водителям данных пассажиров. Например, их геолокации в момент вызова, считает правозащитник в сфере легкового такси Елена Гращенкова. И стремление этих компаний еще и подглядеть в государственные базы информации кажется ей подозрительным.

ГРАЩЕНКОВА: Часть этих компаний зарегистрирована в иностранных государствах. Что касается компаний «Максим» и «Везет» – они российские, но бизнес компании «Максим», допустим, раздроблен на 189 юридических лиц. Опять вопросы возникают: а кто, собственно, из них – такси «Максим»? То есть эти компании либо – раздробленные, либо – зарегистрированные в иностранных государствах, просят подключить их к внутренним базам МВД РФ. Это – первый аргумент, очень сомнительный. Второй аргумент – у этих компаний очень слабый софт с точки зрения уязвимости и угрозы утечек. Мы все знаем, что кредитные карты россиян утекают налево из этих агрегаторов. Что тогда будет, если они получат доступ к базам МВД и через все эти дыры они начнут улетать в неизвестном направлении из этого софта?

Так что для большинства агрегаторов перевозка пассажиров – лишь сторонний доход, а на первом месте – распространение рекламы в целевых аудиториях, констатирует Елена и отсылает к одному из ведущих агрегаторов, который прямо зарегистрирован в Роскомнадзоре как продавец больших данных. Про такси там – ни слова.

Общественники не раз критиковали систему разрешений для такси, которые выписываются сугубо на машины – дескать, это выгодно агрегаторам. Но то, что Максим Шушарин тоже относится к ней скептически, позволило было предположить: неужели, наконец, нашелся представитель агрегатора, который ратует за разумную альтернативу – разрешение на водителя, как при покупке оружия, скажем? И желающий человек сам пойдет по всем инстанциям за нужными справками. Но господин Шушарин попросил не додумывать за него.

ШУШАРИН: Мы, вообще – против этой архаичной системы выдачи разрешений. Для нас это видится таким образом: приходит водитель и говорит: «Я хочу быть водителем легкового такси». Система должна быть интегрирована в ту систему, которая сейчас разработана в исполнении закона о самозанятых, когда любой человек скачивает себе приложение на телефон, грубо говоря – ставит «галочку», его государство буквально за несколько секунд или минут прогоняет по всем учетам, которые необходимы – то есть на наличие у него водительского удостоверения, что он не состоит на учете в психонаркодиспансерах и так далее, верифицирует этого перевозчика, и с этого времени он имеет право на занятие этой деятельностью – по перевозке легковым такси.

Водителями такси в России, по сути, работают кто угодно – это известно давно. И не один год многие эксперты ищут способы, как обезопасить эту сферу транспорта. Пару недель назад мы рассказывали, что многие жители бывших союзных республик приобретают фальшивые водительские права и отправляются на заработки в российские мегаполисы. Закон между тем, кроме россиян, позволяет трудиться в извозе только гражданам Беларуси и Киргизии, заметил нам председатель координационного совета профсоюза «Таксист», член общественного совета при Минтрансе России Андрей Попков.

ПОПКОВ: Есть такие моменты, когда граждане Узбекистана, которым запрещено, граждане Таджикистана, которым запрещено ездить за рулем автомобилей такси, они едут в Киргизию, покупают там водительское удостоверение, и здесь им у нас дают в аренду автомобили.

В редакцию пришли отклики: не нагоняйте уж чернухи, вряд ли люди ездят по одним правам, не все же так плохо. Но вот свежий печальный случай – не с правами, правда, с другим документом. 7 сентября на Волоколамском шоссе водитель такси решил внезапно развернуться через двойную сплошную – и сбил мотоциклиста, который ехал по встречной полосе. Мужчина погиб. А водитель тут же схватил паспорт своего приятеля и рванул в аэропорт, чтобы вылететь домой в одну из стран Центральной Азии.
Его задержали и предъявили обвинение. И различных криминальных случаев, связанных с извозом, немало во многих городах.

Свои предложения агрегаторы отправили в государственно-правовое управление президента. Характерно, что озвученные ими методики проверок разительно отличаются друг от друга. Но при этом все сервисы такую проверку требуют. Настойчивость в самоограничении вызвана тем, что в Госдуме обсуждают уже во втором чтении совершенно новый закон «О такси». И его текст совершенно агрегаторам не нравится. И потому они выдвигают массу идей – как варианты на замену. Причем эти идеи – отнюдь не плохи сами по себе. Отсекая судимых за разбой и наркоманов от перевозок – в любой форме, они пойдут только на пользу обществу. Есть лишь момент, надо признать, который упускается из виду: 40% водителей такси в Москве и Санкт-Петербурге – иностранцы. Люди прилетают, порой, с сомнительными водительскими правами и тут же садятся за руль желтых и белых машин. Ни в каких российских базах данных о них ничего не известно. И пока такая возможность трудоустройства сохраняется, без межгосударственных усилий любые внутрироссийские проверки кандидатов в извозчики будут создавать не безопасность, а ее красивую иллюзию.