17:40, 18 июня 2020

Хватит звонить! Банкам хотят запретить агрессивно навязывать кредиты

В Госдуме намерены запретить рекламу кредитов по телефону. Банкам предлагают размещать информацию на телевидении, плакатах, стойках в офисах и в Интернете. Соответствующее письмо авторы инициативы уже направили в Центробанк. На назойливые звонки постоянно жалуются в Сети, причем страдают не только клиенты, но и те, кто с банками не имеет отношений. Есть ли наказание за такой "телефонный террор"? И как с ним бороться, пока запрет не закреплен официально? Разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.

«Вешайте плакаты или размещайте рекламу в Интернете»: Госдума хочет запретить банкам звонить клиентам с предложением кредитов. Жалоб в Сети много. Звонят всем без разбора: клиентам и тем, кто ими не является, не пользуется такими услугами, и даже тем, кто просит не тревожить. На видеохостингах – десятки записей того, как доведенные потребители разыгрывают операторов. Которых, впрочем, с прописанного сценария это не сбивает.

СОТРУДНИК БАНКА: Вам предлагается оставить заявку на получение кредитной карты с лимитом до 300 000 рублей.

КЛИЕНТ: А откуда вы мой телефон знаете?

СОТРУДНИК БАНКА: Ваш знакомый, доверие которого нам очень важно, предоставил нам данные. У нас действует акция «Приведи друга». Давайте сейчас попробуем анкету составить? Ваше имя?

КЛИЕНТ: Чапаев Василий Иванович.

СОТРУДНИК БАНКА: Дата вашего рождения?

КЛИЕНТ: 1853 год.

СОТРУДНИК БАНКА: Я не могу такую дату оформить.

КЛИЕНТ: Что за дискриминация?

СОТРУДНИК БАНКА: Клиенту должно быть менее 71 года. Может, вы ошибаетесь? 1963?

Навязчивость – не единственная проблема. Телефонные разговоры, во время которых невозможно проверить, кто на том конце провода на самом деле, – хорошая почва для мошенничества.

На форумах некоторые пользователи операторов защищают: они просто отрабатывают план, поэтому вынуждены быть настойчивыми. Это вряд ли может быть оправданием, полагает председатель совета общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: Менеджеры используют это в том числе для того, чтобы повышать свои собственные доходы. Мы прекрасно понимаем, что премирование и бонусы менеджеров зависят от того, сколько они банковских продуктов продадут. Тут еще одна проблема: мы считаем, что в финансовых институтах в советы директоров должны входить не только представители организаций и близкие лица, но и в качестве независимых директоров – представители потребительского сообщества. Иначе это будет продолжаться. А доступа к внутренней информации финансовых институтов добиться зачастую не может никто, даже Центробанк.

Моду на агрессивную рекламу несколько лет назад ввел один из дистанционных банков. Идею подхватили остальные. В будущем направление действительно будет только развиваться, уверен профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы Юрий Юденков.

ЮДЕНКОВ: В банках сейчас гораздо больше разработано технических продуктов, которые они готовы предложить клиенту, но тот в силу своей консервативности не всегда соглашается на новые услуги. И это отдельное сейчас "поле освоения" для банков – чтобы "продажники" делились опытом, рассказывали, как лучше продавать банковские продукты. То есть вот эта агрессивная реклама – это только начало, я думаю, дальше будут придумываться все новые и новые способы предложения услуг. Реклама будет более адресной.

Поэтому какие-то рамки в законе должны быть прописаны, считают эксперты. Другая особенность, как отмечают специалисты, – по телефону нередко активно рекламируют не самый выгодный продукт, рассчитывая, что клиент доверится сотруднику и не будет вникать и сравнивать.

Так что пока официально запрета на звонки нет, пользователи в Сети продолжают оставлять советы – как избавиться от банка за пару дней. В первую очередь рекомендуют звонить на горячую линию или писать через приложение с просьбой удалить номер из базы, оставить заявление в отделении, а если не помогает – идти в суд. Правда, для этого нужны доказательства – к примеру, диктофонная запись звонков или распечатка вызовов.

В марте прошлого года в Хабаровске ФАС оштрафовала один из банков за телефонную рекламу без согласия абонентов на 100 000 рублей.

Есть ещё один лайфхак – сказать, что вы сами работаете в банке. Проверить это не смогут. А «своих», как обещают, лишний раз беспокоить не будут.