тема: ВЭФ
17:20, 03 сентября 2021

Самый насыщенный день ВЭФ-2021: о главных сделках и обсуждениях форума

На полях Восточного экономического форума (ВЭФ) состоялось пленарное заседание, в котором принял участие президент России. Владимир Путин дал старт крупнейшему в мире хабу по транспортировке гелия, рассказал о создании особого налогового режима на Курильских островах для бизнеса и других масштабных планах по развитию региона и российской экономики в целом. О крупных соглашениях и главных обсуждениях второго дня ВЭФ – обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов.

Второй, самый насыщенный день Восточного экономического форума дал старт крупнейшему в мире хабу по транспортировке гелия. В запуске логистического центра по видеосвязи приняли участие Владимир Путин и глава “Газпрома” Алексей Миллер:

МИЛЛЕР: Уважаемый Владимир Владимирович, прошу дать команду на начало работы гелиевого хаба.

ПУТИН: Начинайте!

Новый хаб необходим для отправки гелия с Амурского ГПЗ потребителям. Проект станет частью Центра глубокой переработки природного газа на Дальнем Востоке. Проектная мощность – 42 миллиарда кубометров в год. Это позволит России занять одну из ведущих позиций по поставкам на мировом рынке, отметил Владимир Путин.

ПУТИН: После выхода на полную мощность в 2025 году Амурский ГПЗ должен стать крупнейшим в мире комплексом по выпуску гелия – газа, на который есть спрос во многих высокотехнологичных отраслях. Завод обеспечит им внутренних потребителей, а также позволит России занять ведущие позиции по поставкам гелия на мировых рынках.

Развитие новейших технологий – одна из главных тем на ВЭФ. Многие процессы Россия осваивает самостоятельно. К 2024 году все города-миллионники должны быть охвачены сверхскоростным сотовым стандартом 5G. Причём строить сеть планируют на отечественном оборудовании. Возможно, на новый стандарт перейдёт и правительственная связь, которой пользуется президент. А вот личного мобильного у него нет. В этом Владимир Путин признался модератору сессии Сергею Брилёву.

БРИЛЁВ: А у вас, кстати, есть мобильный, Владимир Владимирович?

ПУТИН: Нет.

Попутно президента спросили о возможном переходе министра обороны Шойгу и главы МИД Лаврова в Госдуму. Они возглавляют предвыборный список единороссов. Владимир Путин ответил, что ему будет жалко отпускать министров, поскольку они хорошо работают на своих должностях, но окончательное решение – за ними.

ПУТИН: Коллеги просто обратились ко мне с просьбой, чтобы они возглавили список, демонстрируя, что все, что делает партия «Единая Россия», реально воплощается в жизнь, в том числе усилиями этих людей.

Второй день Восточного экономического форума продолжил дискуссии о развитии туризма на Дальнем Востоке. Удалённость региона от центра страны перечёркивает все его преимущества: уникальный климат и природу.

На форуме прозвучали предложения повысить вдвое туристический кешбэк для отдыхающих на Дальнем Востоке. Сейчас возвращаемая за путёвку сумма не может превышать 20 тысяч рублей. Владимир Путин поддержал идею об увеличении кешбэка до 40 тысяч.

ПУТИН: Мы же ищем возможности поддержать бизнес на Дальнем Востоке. А туристический бизнес – это перспективное направление, без всякого сомнения.

Поддержать туристическую отрасль Дальнего Востока планируют и льготными налогами, в частности за счёт снижения ставки НДС. До форума позиция чиновников по этому вопросу была отрицательной. Но в беседе с президентом по видеосвязи министр финансов Антон Силуанов – он сейчас в Москве – заверил, что ещё раз проверит все плюсы и минусы льготной инициативы.

СИЛУАНОВ: Для бюджета, мы оценивали, где-то порядка 20 – 30 миллиардов рублей недостающих доходов. Хотя на период срочный, когда нам нужно построить туристические кластеры, туристические комплексы, можно было бы предоставить преференциальный режим. Мы готовы ещё раз вернуться к этому вопросу.

Беспрецедентный налоговый режим будет создан на Курилах. Бизнес освободят от сборов на 10 лет, заявил на форуме Владимир Путин. Причём льготами смогут воспользоваться как российские, как и иностранные инвесторы.

Вопрос “безбарьерности” в бизнесе и туризме – это ещё один приоритет, который сегодня обозначили участники форума. Из-за пандемии мероприятие проходит в “гибридном формате”: ряд статусных спикеров – главы Китая, Индии, Казахстана, Монголии, Таиланда – общался на ВЭФ по видеосвязи. Тайский премьер-министр Прают Чан-Оча в своём видеообращении призвал участников форума признать внутренние сертификаты вакцинации, чтобы помочь туристическому сектору.

Сегодня на форуме представили проект Большого Северного морского пути. Это расширенная версия Севморпути, по которому уже со следующего года планируют начать первые регулярные рейсы контейнеровозов из Владивостока в Петербург.

Большой водный маршрут соединит страну от границы с Норвегией до Южной Кореи. О перспективах новой транспортной артерии рассказал глава “Росатома” Алексей Лихачёв. Это дополнительные внутрироссийские и евроазиатские перевозки.

ЛИХАЧЁВ: Мы ни в коем случае не подвергаем сомнению достижение задач, поставленных президентом в рамках Северного морского пути. Это выход на 80 миллионов тонн к 2024 году. Но к этой уже ставшей постоянной компетенции добавляются 2 новые составляющие.

Перевозки растут в том числе и благодаря Восточному экономическому форуму. В рамках мероприятия Владивостокский морской торговый порт и компания «Сибур» заключили соглашение о развитии грузоперевозок продукции Амурского газохимического комплекса в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

На ВЭФ обсуждается масштабная стройка региона – новая ветка Байкало-Амурской магистрали. Частные инвесторы готовы вложится в проект в обмен на право первоочередного вывоза своего угля. Правительство обещает проработать оптимальные варианты, но без ущерба для других грузоперевозчиков.

Впрочем, уголь – это уже «уходящая натура». Переход ведущих экономик мира на безуглеродное производство ставит перед Россией новые вызовы. Выступая на форуме, глава «Сбера» Герман Греф перечислил ключевые риски «зелёной» трансформации – падение экспортной выручки, как следствие – доходов российского бюджета, и потенциальная утрата лидерства в мировой энергетике.

Ответом Грефу символично стал запуск хаба по транспортировке гелия – перспективного направления экспорта на десятилетия вперёд.