22:15, 13 сентября 2021

"Украденный" рейс: смогут ли не улетевшие в Китай пассажиры отстоять свои права в суде

Пассажиры рейса Москва – Шанхай пожаловались на авиакомпанию, отменившую дешёвый рейс. Взамен людям предлагают лететь другим самолетом, но уже в несколько раз дороже. Подробнее об этой истории – обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

50 человек не смогут улететь в Китай в ноябре. Их билеты аннулировали. Компания отменила рейс. Пассажиры бронировали места заранее, летом. Цены тогда были относительно низкие для этого направления – по 50 – 60 тысяч рублей до Шанхая. После того как рейс отменили, людям пообещали вернуть деньги, сообщил каналу MASH один из несостоявшихся пассажиров.

ПАССАЖИР: 14 августа я приобрел билет на рейс Москва – Шанхай с вылетом 18 ноября. Тогда это была наиболее оптимальная цена. 5 сентября мне на электронную почту пришло письмо, что мой рейс отменяется и что для возврата средств нужно звонить в службу поддержки.

Пассажирам даже пообещали внести их в "лист ожидания", чтобы они смогли попасть в Китай, когда такая возможность появится. Но вместо этого появился новый рейс на ту же дату. Только цены выросли в 5 – 6 раз – до 300 тысяч рублей. А затем информация о рейсе снова пропала с сайта авиакомпании. Зато билеты появились у посредников. За 500 тысяч рублей. А то и за миллион, рассказала другой пассажир.

ПАССАЖИРКА: Если ты брал билет Москва – Пекин или Москва – Шанхай по 60 – 70 тысяч рублей, то будь готов увидеть свой же билет у перекупщиков по завышенным ценам. Экономкласс – полмиллиона рублей, бизнес-класс – миллион рублей, а то и больше.

Пассажиры написали коллективную жалобу. У них есть хорошие шансы отстоять свою позицию в суде, уверена юрист, специалист по защите прав потребителей Мария Свиридова.

СВИРИДОВА: У нас недопустимо, кроме случаев, предусмотренных законом, в одностороннем порядке отказываться от обязательств. Если авиакомпания отказывается исполнять свои обязательства, то люди имеют право купить эти билеты и потребовать возместить убытки. А вот эта разница и будет убытками.

Подобные ситуации – не редкость. Особенно если речь идет не о регулярном рейсе, а о так называемых грузопассажирских перевозках. Они появились в прошлом году. Сначала с их помощью вывозили россиян, застрявших в других странах из-за пандемии. Затем их стали использовать даже туркомпании. Проблема в том, что такие рейсы – ненадежны, отмечает главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров.

ГУСАРОВ: Грузопассажирские рейсы, по сути, имеют статус чартера. Это – полеты вне расписания. Такой рейс может быть отменен в любое время. Он может просто не состояться. К примеру, из-за отсутствия груза. И люди, которые купили билеты на такой рейс, не смогут улететь.

Грузопассажирский рейс могут отменить в любой момент, так как перевозчики должны согласовывать с авиационными властями каждый полет. Законодательно правила грузопассажирских перевозок не урегулированы. Поэтому желающие отправится таким рейсом действуют на свой страх и риск.