Агрессии среди таксистов становится всё больше. Подтверждение тому – очередной ролик с буйным водителем, набирающий популярность в Сети. Его что-то разозлило, и он в ярости колотит кулаками по рулю и приборной панели. Испуганная пассажирка просит остановить машину. Это ещё больше злит водителя такси. Автор ролика утверждает, что таксист остановился, только когда пассажирка позвонила в службу спасения. После этого он якобы выкинул её вещи из багажника и уехал.

Что делать, если вам попался агрессивный таксист? И как навести порядок в этой сфере? Эту тему ведущий «Вестей ФМ» Руслан Быстров обсуждает с учредителем портала «Таксифорум» Олегом Амосовым, председателем Общероссийского объединения пассажиров Ильёй Зотовым и автообозревателем Игорем Моржаретто, а опытом Соединённых Штатов поделился политолог-американист Николай Злобин.

БЫСТРОВ: Итак, Олег, новые случаи совершенно неадекватного поведения таксистов. Мы регулярно вынуждены рассказывать о таких историях. Складывается ощущение, что это не случайные совпадения, а какая-то системная ошибка. Может быть, есть какая-то более идеальная модель сферы такси, которую вы могли бы предложить?

АМОСОВ: На самом деле, более идеальной сферой все-таки является такси в прямом смысле этого слова. Это не приложение. Приложение – в данный момент вы можете стать таксистом за 15 минут, скачав приложение, введя свои данные. Вам там придет фотоконтроль – всё, и вы таксист.

* * *

БЫСТРОВ: Илья, из разговора с господином Амосовым я понял, что выхода никакого нет. Вы видите пути решения проблемы?

ЗОТОВ: Выход, на самом деле, есть, он достаточно, как нам кажется, простой – это создание некой национальной системы по контролю данных водителей: это при получении разрешения проверка водителя и на наличие уголовной ответственности, и на наличие судимости вообще, и, собственно говоря, на его психическое состояние. Потому что зачастую мы видим массу историй, когда люди устраиваются работать в такси для того, чтобы совершать противоправные действия, в том числе применяя насилие к женщинам. Поэтому, конечно же, таких людей мы должны отсекать. И абсолютно нормально – профессиональные водители должны чувствовать себя более уверенно, и пассажиры должны не думать о том, какие они будут лицензии, разрешения смотреть. Они заказали машину – всё, то есть они должны быть уверены, что такси безопасно.

* * *

ЗЛОБИН: В Вашингтоне, могу сказать по разговорам с таксистами, получить работу не так просто: надо сдавать и документы и проходить медицинский осмотр, и проходить определенные формальности при приеме на работу. Берут далеко не всех. Нужна машина определенного качества, определенного возраста и так далее. Я уверен, что в России тоже есть свои критерии. Я просто встречал людей – мигрантов, которые жаловались мне, что год или полтора потратили, чтобы устроиться на работу в такое такси, сдавая экзамены, документы, фотографируя свою машину, давая технические характеристики своей машины, сдавая какие-то материалы и так далее, пока они получили лицензию на такую вещь. Но, кстати говоря, эти всякие уберовские и так далее такси – это не отменяет того, что в Америке существуют до сих пор регулярные такси, которые ездят с шашечками. Его можно заказать по телефону, потому что это тоже одна из форм конкуренции. Не все хотят пользоваться мобильными приложениями, можно заказать и такое такси или такси, которое стоит на стоянке.

* * *

БЫСТРОВ: Можно ли навести порядок в сфере такси? И что делать для этого?

МОРЖАРЕТТО: На самом деле, действительно, знаешь, очень смешная история, потому что действующие законы о такси писали лет 5, все время проходили какие-то круглые столы, там такие были споры жаркие. Написали. На второй день после того, как он вступил в силу, появились агрегаторы, и стало понятно, что нынешний закон о такси вообще никуда не годится. Теперь надо писать новый, Госдума собирается это делать осенью. Но тоже опять жаркие споры.

Надо понимать, что агрегаторы уже существуют. Мы без них уже жить не сможем, мы привыкли к дешевому и доступному такси. Это во всем мире. Период митингов таксистов, когда они перекрывали улицы Парижа, традиционных таксистов, прошел уже. Что делать? Ну, наверное, закон все-таки прописывать четко правила работы агрегаторов, сферу ответственности, кто отвечает за безопасность, кто, если что, заплатит страховку человеку пострадавшему, сколько процентов берет агрегатор. На сегодняшний день они жалуются, что у них доходы упали, а таксисты говорят, что там 30% всех денег забирает агрегатор практически за то, что он просто информацию передает.

Подностью слушайте в аудиоверсии.