Мы растим гениев в тени неудачников

  • 11 Февраля, 2012 г. 23:20
nauka_2_0_-_11_02_2012.mp3

Скачать аудиозаписи:

Успешные учёные не идут преподавать в российские вузы. Сколько может заработать профессор? О настоящем и будущем российской науки Анатолий Кузичев и Борис Долгин поговорят с биологом Евгением Шевалем в совместном проекте радиостанции "Вести ФМ" и портала "Полит.ру" "Наука 2.0".

Кузичев: Итак, друзья, мы продолжаем (вот не побоюсь этого слова) цикл передач с Евгением Валерьевичем Шевалем - кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником НИИ физико-химической биологии (в прошлый нам это показалось интригующим моментом насчет физики химической биологии) имени Белозерского Московского государственного университета. И вы знаете, вторую программу из цикла я хочу вот с чего начать. Ты помнишь, Боря, в тот раз мы разговорили, и там еще одна всплыла удивительная история. Мы говорили про клетку, как она устроена, вот те мембраны, вот еще какие-то флуоресцентные белки. И почему-то каким-то образом там появилось слово "госзакупки". Не то чтобы оно прямо вшито в клетку, но как-то так в нашей беседе всплыло.

Долгин: Возник вопрос каких-то организационных вещей. Например того, как удобно, что такой действительно передовой исследовательский институт оказался рядом, оказался связан методически с соответствующим факультетом МГУ, насколько это редкая ситуация, важная ситуация вот такой связки передовой науки с образованием. И отсюда возник вопрос о том, как помочь науке, как помочь образованию.

Кузичев: Нет, подожди, не то чтобы это к нам вопрос, как помочь. Нет, надо сначала поговорить об организации, чтобы стали понятны тонкие места, чтобы было понятно, кому и где, и как надо помогать действительно.

Долгин: И тогда Евгений сказал фразу: "Лучше не мешать", что тоже очень характерно.

Кузичев: Да. Но этим вы, так сказать, не отделаетесь -  "лучше не мешать". Давайте поподробнее. Вот как сейчас устроена, скажем, ваша наука в Российской Федерации? Организационно, административно.

Шеваль: Административно. Вот то, где я работаю, Институт физико-химической биологии, он работает в связке с факультетом   биоинженерии и биоинформатики. Это ситуация для России абсолютно эксклюзивная, это мало где есть. У нас обычно наука отдельно, образование отдельно. В итоге одни люди, которые часто в науке не представляют из себя ничего, они учат студентов, которые по том должны стать как-то учеными. А другие люди, без студентов, не обучая их, занимаются наукой. В мире эта ситуация очень не характерная. Где-то в начале еще 19 века появилось такое образование, как классический университет. Это университет, где образование и наука идут в связке. И студентов учат не сколько тем, что они зазубривают какие-то знания, а их обучают, воспитывают наукой.

Полностью слушайте в аудиоверсии.