Частный театр: издержки свободного полета

  • 15 Июля, 2012 г. 22:33
zaslavskiy-smelanskiy_odna_qastq_got_-_sayt.mp3

Скачать аудиозаписи:

12 июля генеральный директор Российского театрального агентства,  генеральный продюсер театра Et Cetera, генеральный продюсер столичного Театра мюзикла Давид Смелянский отметил свой юбилей. Ему исполнилось 65 лет. Автор и продюсер многочисленных театральных и музыкальных проектов рассказал в студии радио "Вестей ФМ" о тонкостях театрального продюсирования и успешности  в профессии. Беседу провел культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Заславский: В студии Григорий Заславский. Добрый день. Я с удовольствием представляют сегодняшнего гостя. Это генеральный продюсер Московского театра Et Cetera и генеральный же продюсер Московского театра мюзикла, открывшегося в этом сезоне, и генеральный директор Российского государственного театрального агентства Давид Смелянский. Давид Яковлевич, приветствую вас в студии "Вестей ФМ". Беседа наша проходит в дни, когда вы отмечаете день рождения, юбилей. Вы как-то так всё время руководите одновременно и государственным чем-то, и частным. Российское театральное агентство приобрело государственный статус. И спустя некоторое время вам всё-таки понадобилось ещё что-то частное. Это для чего? Для того чтобы понимать, где сегодня легче? Чтобы понимать, наоборот, где труднее? Или потому, что как кто-то справедливо рекомендовал тем, у кого есть деньги, - нельзя хранить все деньги в одном банке и что-то ещё в одной корзине.

Смелянский: Я вам должен сказать, что это неосознанная ситуация. Так сложилось. У меня была в своё время стратегия стать государственным агентством, потому что в своё время налоги нас задушили, когда мы были ТОО ещё. Театр мюзикла - частная структура. Так сложилось, не более того. Это никакая не стратегическая история.

Заславский: Но, тем не менее, всё-таки сегодня заниматься частным театральным делом -насколько это менее выгодно, насколько это более рискованно?

Смелянский: Опасно везде. Но, конечно же, частная работа без государственной поддержки, с одной стороны, тебе даёт свободу полёта, с другой стороны, ты всё время должен махать крыльями, уже ни на секунду не останавливаясь. Потому что как только ты сложишь крылья, ты будешь падать вниз как птица. С государством тоже есть свои какие-то проблемы, в государственном финансировании. Но всё-таки ты понимаешь, что у тебя хоть как-то тылы прикрыты. Да и вообще, театральное существование на частные деньги - это такая для меня тяжёлая история, потому что спектакли выходят очень дорогими, финансово затратная история. Если нет мощной финансовой поддержки, то она ненадолго.

Заславский: Сразу же вспоминаешь: в этом году всё так или иначе связано ещё и с 1812 годом, двухсотлетием Бородинской битвы. Кто нам тогда помог: война или русский бог? Когда что-то складывается, что, в первую очередь, помогает? Аргументов, чтобы не заниматься театром, а заниматься чем-то другим, всегда много. И вы прекрасно понимаете, что если бы в 1990 году вы начали бы заниматься, пошли бы на биржу, то сегодня вы были бы в кругу тех замечательных людей, которых до последнего времени называли олигархами и так далее. Но вы начали заниматься другим.

Смелянский: У меня была масса предложений в 90-х годах, когда у меня у самого было ощущение, что я стою на обочине дороги, а жизнь свистит мимо носа, пролетает. Но я ни на секунду не жалею, что я не ушёл в бизнес. Держит (я прошу прощения у радиослушателей) любовь к делу, драйв, который ты получаешь, когда занимаешься этим делом. Собственно говоря, это моя профессия.

Заславский: Сегодня, когда начинаешь разговаривать с теми директорами театров, которые уже сегодня, естественно, находятся в куда более преклонном возрасте, чем вы, то понимаешь, что всё равно бизнес у советского театра тоже был. Понимаешь, что можно всю жизнь было проработать при советской власти. Как у вас ощущение, насколько стало интереснее в тот момент, когда вы кинулись в эту авантюру с самым первым частным проектом "Игроки - 21"? Это же было ваше дело с Сергеем Юрским.

Смелянский: Я бы хотел, чтобы радиослушатели правильно понимали слово "бизнес". Бизнес - это дело, которое делаешь, а не коммерческая такая составляющая. Я настолько этого хотел тогда, хотел самостоятельного полёта, что на предложение Сергея Юрьевича Юрского по поводу "Игроков - 21", ни секунды не размышляя, я сказал да.

Заславский: Кстати говоря, что считать успехом театрального дела, имея в виду, что действительно огромных денег здесь сделать нельзя?

Смелянский: Успех зрительский, художественный. Для меня лично художественный успех - главная составляющая проекта. А художественный успех даёт коммерческий успех.

Полностью слушайте в аудиоверсии.