Если балетный дирижёр не любит артистов, им конец!

  • 27 Января, 2016 г. 04:42
Если балетный дирижёр не любит...

Балетный дирижер. Подробнее - Алла Волохина в рубрике "Найди себя" на радио "Вести ФМ".

"Здесь очень важен ритм. И раз, и два, и три. Все время. Начали!"

Как журналисты делятся на радийщиков, телевизионщиков, газетчиков, интернетчиков, так и дирижеры бывают симфоническими, оперными и балетными. Некоторым прославленным маэстро удаются все эти жанры. Но это - большая редкость. Ведь даже для того, чтобы по-настоящему овладеть дирижированием в одном виде искусства, требуются долгие годы. Поэтому хороших дирижеров в театрах так не хватает, и в то же время безработных в этой профессии - предостаточно.

Когда за дирижерским пультом стоит настоящий профессионал, балетным артистам удобно танцевать. Дирижер помогает им раскрыть хореографическую идею наилучшим образом, при этом соблюдая режиссерский замысел и композиторскую мысль. Балетный дирижер должен понимать, в каком темпе могут танцевать артисты. Ведь у каждого танцовщика - свои возможности: длина ног, прыжок, скорость вращения... В процессе репетиций дирижер определяет, какой темп задавать оркестру и, соответственно, исполнителю на сцене, чтобы тот успел закончить свой пируэт. Знает, что танцовщику нужно зафиксировать позу в конце танцевального отрывка и сорвать свои аплодисменты.

"Бедро подбери, бедро. Кисти висят. Локти, голову. Держись, Лена, соберись. Еще раз. Я понимаю - устала. Но спектакль на носу. Соберись". - "Я в таком темпе не сделаю. Неужели нельзя хоть немножко помедленнее?" - "Я-то могу. Чайковский не может".

Как кинооператор может испортить актрисе крупный план, сняв ее некрасивой, так и балетный дирижер может не дать танцовщику блистать на сцене, причинить массу неудобств и загубить его танец. Значимость балетного дирижера отмечала даже великая Майя Плисецкая. В одном из интервью она сказала: "Если дирижер не любит балерину, ей конец!" Мастерство дирижера заключается в том, чтобы под его руками и музыка звучала красиво, и танец был прекрасен. Такая у него многозадачность.

В самостоятельный вид искусства дирижирование оформилось в начале XIX века, хотя еще в древнегреческом театре руководитель хора отбивал ритм ногой. Позже к ноге добавились и жесты руками, и палочка. С помощью них дирижер показывает музыкантам темп, ритм, метр, то есть чередование сильных и слабых долей, контуры мелодии, её движение вверх или вниз. Он может одним жестом велеть оркестру играть "фортиссимо", то есть очень громко, или "пиано" - едва слышно. Имеет значение движение кисти, локтя, плеча, трепетание пальцев, величина и объем жеста, движение головы, мимика лица. Леонид Бернстайн, к примеру, дирижировал бровями. Другие дирижеры утверждают, что с музыкантами они говорят не столько руками, сколько благодаря энергии, передаваемой им.

"Мы поедем вместо них, Саша; театр Шатле - это мечта". - "Ты что с ума сошел? Ты хочешь подменить оркестр Большого театра?" - "Да, они никуда не годятся. Мы лучше". - "Собрать за 2 недели 80 музыкантов? Да ты с ума сошел. Может, нам еще и балет набрать?" - "Ты хочешь играть на виолончели или нет? Или ты до конца своих дней хочешь водить машину скорой помощи?"

Дирижерами становятся почти исключительно мужчины. Если и встречаются среди руководителей оркестров женщины, то все они обладают железным характером. Многие из дирижеров - настоящие диктаторы, другие же считают, что музыканты должны понимать дирижера, а не просто выполнять его волю. Артуро Тосканини, который посвятил профессии 70 лет и входит в десятку самых выдающихся дирижеров всех времен, говорил, что оркестр похож на необъезженного коня, которого необходимо укротить. Если конь почувствует, что на нем сидит добряк, он просто сбросит седока-дирижера.

Оркестр всегда с первых же тактов понимает, знает дирижер свое дело или нет. Однажды Тосканини никак не мог объяснить музыкантам, чего добивается от них. В конце концов он поднял над головой тонкий шелковый платок и выпустил его и рук. Когда платок легко и плавно опустился, оркестранты поняли, как надо играть.

"Виктор Анатольевич, прошу вас на счену. Ни пуха ни пера!" - "К черту!" - "И вас туда же, голубчик".

Рубрика об интересных профессиях выходит по будням. А большую программу "Найди себя" слушайте по воскресеньям в 12 часов.

Становитесь друзьями программы "Найди себя" в "Фейсбуке"!

 

 

Изображение предоставлено "Вестями ФМ"