Homo Consumens - рак духовного в человеке

  • 11 Марта, 2016 г. 09:07
Homo Consumens - рак духовного...

Потребительское общество. Вы считаете себя членом общества потребления?

Гость - директор Института опережающих исследований Юрий Громыко.

Ведущие "Вестей ФМ"Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.

Куликов: Откуда это взялось? Как было сформировано? Для чего? У меня есть своя версия. Я ею тоже потом коротко поделюсь. Может быть, мы здесь с тобой подискутируем даже.

Громыко: Я просто хотел сделать две небольшие оговорки, обсуждая общество потребления и дальше критикуя его. Потому что Homo Consumens, человек потребляющий - на мой взгляд, это рак духовного в человеке. И, в общем, это сильное такое утверждение, которое связано с социальными механизмами, которые я сейчас предложу для обсуждения. Но я бы хотел что сказать. Есть два очень важных обстоятельства, которые важно иметь в виду при обсуждении и критике общества потребления. Поскольку мы в России, как часть экономистов говорит, никак не можем перейти от нищеты к бедности, тут есть очень сильные непосредственные реакции на улучшение потребления. И второй момент - это то, что, как правило, в дискуссиях не различаются уровень жизни и качество жизни. Это два предварительных аргумента. Я потом к ним вернусь.

Но общество потребления возникает в период восстановления Западной Европы и бешеного развития Америки, фактически после Второй мировой войны, где начинает формироваться, на мой взгляд, принципиально новый механизм вообще потребительского поведения человека как социальный механизм. Этот механизм заключается в нескольких принципиально разных гранях. Первый момент - что потребительское поведение начинает сводиться к выбору так называемых опций (или options), которыми можно специально управлять, их можно дизайнировать. Важнейшим моментом становится механизм рекламы и фактически пропаганды и внедрения в сознание самых разных потребностей, про которые даже человек не знает. Третий момент - культура меняется на селебритизацию, то есть культурные ценности, чем всегда было сильно европейское человечество, уходят на задний план, а на передний план (как образцы подражания, поведения) выходят так называемые звёзды, которые характеризуются различными скандалами и, в том числе, особыми потребительскими привычками. Специально вводится механизм быстрого устарения вещей, когда ты должен через 3 года обязательно сменить автомобиль, раз в год ты должен менять костюм.

Куликов: Но даже ввели же границу этого. Потому что, в принципе, современное производство позволяет делать практически вечные автомобили.

Громыко: В том-то и дело.

Куликов: На полжизни. Но они специально закладывают такие механизмы саморазрушения, чтобы больше 10 лет в принципе машина не могла функционировать.

Громыко: Да. И этот момент потребления начинает связываться с социальным статусом. То есть если ты раз в 3 года автомобиль не меняешь, значит, с тобой что-то уже не то.

Куликов: Ты лузер. Дальше работает эта вилка - winner и looser, победитель и проигравший.

Громыко: Сразу становишься лузером, стигматизируешься. А вообще в западном обществе жить с тем, кто лузер, нехорошо. Потому что тут какой-то есть даже момент суеверный: ты можешь этим лузерством заразиться.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Изображение предоставлено "Вестями ФМ"