11 января 2016, 20:10

Украшения, книги и шоколад: что получили россияне на Новый год

поделиться:

Украшения, книги и шоколад вошли в пятерку предпочтительных подарков в этом году. Эти товары охотно раскупали в магазинах и торговых сетях и перед, и после 1 января. Правда, обвинять россиян в стремлении к роскоши не стоит. Нынешний новогодний сезон в торговле, напротив, прошел весьма скромно по сравнению с предыдущими, замечают эксперты. Тему продолжит корреспондент "Вестей ФМ" Татьяна Григорьянц.

Весь 2015-й прошел для продавцов и торговых представителей под девизом "Выжить!". Покупатели затянули пояса и не стали их ослаблять даже по случаю новогодних праздников. Хотя последний месяц на фоне предыдущих, можно сказать, был весьма удачным, говорит президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. Если не заглядывать в статистику прошлых лет:

"Если сравнивать декабрь-2015 с ноябрем-октябрем, то, конечно, был обычный рост спроса. Если сравнивать декабрь-2015 с декабрем-2014 или даже с декабрем благополучного 2013-го, то, конечно, мы никакого реального роста не видим".

Впрочем, это было ожидаемо, замечают эксперты рынка. Сократилось число покупок стоимостью выше 100 тысяч рублей, в разы упали продажи бытовой техники - видимо, телевизорами и холодильниками все успели закупиться в прошлом году во время массового ажиотажа. Не стали раскошеливаться покупатели и на праздничный стол, отмечает управляющий партнер "Коммуникационной группы 2С" Денис Никитас:

"Просели" наши торговые сети. То есть можно сказать, что декабрь - вроде бы месяц, когда люди должны потратить больше денег на салаты оливье, на мандарины, - даже он показал ухудшение".

Однако некоторые товарные позиции разлетались на ура, как и в прошлые сезоны. К примеру, магазины парфюмерии и косметики не остались в стороне от внимания потребителей. Главный фактор здесь - покупательская привычка, которая, как известно - вторая натура. То есть люди не стали отказываться от парфюма и косметических средств, к которым привыкли. Но и грамотная ценовая политика сыграла свою роль, говорит Игорь Березин: 

"Да, они очень удачно провели "черную пятницу". И даже вот эту последнюю неделю декабря, когда у них были тотальные скидки в 50% на весь ассортимент без исключения. Некоторые по часу стояли в очереди в кассу, чтобы оплатить покупки. И к середине декабря сильно подразгрузили свои полки. Действительно, такой эффект пустых полок мог наблюдаться".

Меж тем пока в одних магазинах полки пустели, в других - оставались практически нетронутыми, продолжает Игорь Березин: 

"Так вот, пока там стояли очереди и люди тратили свои деньги на парфюмерию и косметику, в соседних магазинах - неважно, ювелирных ли, галантерейных, посудных - было пусто. Потому что сейчас потребители (это не новация, уже 2 года такая история продолжается) почувствовали серьезные ограничения и стали экономить".

Украшения, шоколад и различного рода недорогие гаджеты вошли в список самых ходовых подарков. И самых желанных, по опросам социологов. Из новаций этого Нового года: многие вспомнили, что книга - лучший подарок. Хотя цены на них выросли, говорит Игорь Березин:

"Двойной процесс: с одной стороны, цены на книги выросли, с другой - издатели научились делать книги действительно подарочного уровня, которые не стыдно подарить".

Вообще, заключают эксперты, после 2015 - шокового года для торговли - рынок уже не будет прежним. Средний сегмент магазинов размывается. Многие поглощаются более крупными компаниями. Остаются лишь те, кто сумел приспособиться к новым условиям и угадать запросы россиян, не желающих тратить лишние деньги.