10 июня 2016, 12:39

Легендарный экспресс “Красная стрела” отмечает юбилей

поделиться:

10 июня "поезду №1" - экспрессу "Красная стрела" - исполняется 85 лет. За свою историю первый фирменный советский, а затем и российский поезд перевез свыше 25 миллионов пассажиров. Скорость, точность, комфорт и внимательность к пассажирам - эти качества не изменялись за все 85 лет существования экспресса. В юбилей проводить "Красную стрелу" в Москву отправился корреспондент "Вестей FM" в Петербурге Олег Яхонтов.

Московский вокзал Петербурга. Стрелки на часах приближаются к полуночи, и экспресс "Красная стрела", 85 лет назад связавший две столицы, уходит в свой очередной рейс. По традиции за 3 минуты до отправления поезда, ставшего уже символом, на перроне звучит гимн Великому городу, написанный композитором Рейнгольдом Глиэром. С 2003 года это гимн Петербурга.

Правда, в первый свой рейс 10 июня 1931 года советский экспресс-поезд отправился в половину второго ночи, однако вскоре, по словам начальника поезда "Красная стрела" Владимира Соколовского, в интересах советских чиновников график движения установил лично член политбюро ЦК ВКП(б) Лазарь Каганович.

Соколовский: "Было очень удобно, потому что в 23:55 это еще был день командировочный, сутки. Они уже заканчивались за 5 минут. И новые сутки наступали. Все командировочные получали за одну поездку".

Изначально все 12 вагонов "Красной стрелы" были выкрашены в синий цвет, как того требовали европейские стандарты. По бокам - накладные буквы - "Красная стрела" (по-английски - Red arrow), чуть ниже - слово "экспресс". Им подчеркивался особый международный статус поезда - визитной карточки СССР, которым вначале пользовались советские чиновники, известные артисты, военачальники, иностранные дипломаты и туристы.

С самого начала "Красная стрела" стала самым комфортабельным поездом страны, а обслуживание - самым внимательным. На трех станциях, где останавливался поезд, можно было по телефону связаться даже с европейскими столицами, обед по желанию подавался прямо в купе, а интерьер вагонов был позаимствован еще из царских поездов: пассажиры не тряслись на деревянных скамьях в переполненных плацкартных вагонах, а отдыхали в купе на мягких креслах. Впервые в истории советских железных дорог в составе появился спальный вагон прямого сообщения. За многолетнюю историю движение "Красной стрелы" останавливалось лишь во время Великой Отечественной войны на 3 года.

После войны поезд обрел свой нынешний фирменный темно-красный цвет, время в пути сократилось с 10 до 8 с половиной часов, он стал доступным для всех категорий пассажиров. А вот работу в составе бригады "Красной стрелы" получить всегда было сложно. Сейчас стать проводником экспресса можно, отработав не меньше 3 лет на другом поезде, сдав экзамены, пройдя психологическое тестирование и аттестацию. Сами вагоны поезда укомплектованы самым современным оборудованием.

Тщательная подготовка состава к очередному рейсу всегда проходит на отдельной платформе, кстати, тоже красного цвета. Проводники, обязательно в белых перчатках, наводят порядок в купе и люксах, все 16 вагонов два раза моют, а затем вручную, как и 85 лет назад, тестируют ходовую часть, обстукивая колесные пары.

По словам машиниста Сергея Якушина, правила безопасности одинаковы для всех поездов, но вести "Красную стрелу" все равно доверяют самым опытным машинистам:

"Когда едешь обычным поездом, понятно, что те же люди, та же безопасность, та же бдительность, но когда едешь именно "Красной стрелой", ощущение какой-то возвышенности и вдохновения все равно присутствует".

В "Красной стреле" знакомились и влюблялись, отмечали праздники и юбилеи, сочиняли стихи и музыку, договаривались о сотрудничестве и заключали контракты. И хотя сейчас в столицу можно добраться гораздо быстрее на других поездах, "Красная стрела" все равно не останется без пассажиров. Ведь это символ, помноженный на 85 лет истории.