10 июня 2016, 14:25

Гордость отечественной культуры: история студии “Союзмультфильм”

поделиться:

Сегодня исполняется 80 лет со дня основания "Союзмультфильма". Гордость отечественной культуры, эта студия - родина полутора тысяч мультфильмов, среди которых есть бесспорные шедевры: "Ну, погоди", "Маугли", "Малыш и Карлсон", "Бременские музыканты" и другие. Об истории студии и ее сегодняшнем дне рассказывает кинообозреватель "Вестей FM" Антон Долин.

Согласно легенде, решение о создании студии "Союздетмульфильм" - поначалу она называлась так - принадлежало самому Сталину. Корень "дет" из названия вскоре ушел: действительно, часто анимация предназначалась вовсе не для детей. Хотя по преимуществу - для них.

В штат студии сразу вошли самые мощные мастера молодой советской мультипликации: создатель первых анимационных картин и легендарный педагог Иван Иванов-Вано - на "Союзмультфильме" он создаст "Конька-горбунка", "Гусей-лебедей", "Мойдодыра" и "12 месяцев", а потом вместе с начинающим Юрием Норштейном его "Сечу при Керженце"; Валентина и Зинаида Брумберг - будущие авторы "Сказки о царе Салтане", "Ночи перед Рождеством", "Трех толстяков" и "Кентервильского приведения"; легендарный книжный иллюстратор Владимир Сутеев, он сделает "Дядю Степу", и другие.

С 1940 года на студии работают курсы аниматоров: "Союзмультфильм" начинает сам готовить для себя новые кадры. Во время войны студия переключается на агитационное и пропагандистское кино, частично переезжает в Самарканд. Послевоенная борьба с космополитизмом приводит к окончательной эмансипации стиля от американских образцов - так называемой диснеевщины. Тогда же впервые студия получает международную премию - "Песенка радости" Мстислава Пащенко награждена в Венеции. 1950-е - расцвет студии: свои лучшие мультфильмы, от "Аленького цветочка" до "Золотой антилопы", снимает гениальный Лев Атаманов, начинает работать аниматором Федор Хитрук. Кстати, начинают сниматься полнометражные мультфильмы - "Снежная королева" того же Атаманова и "Заколдованный мальчик" Владимира Полковникова и Александры Снежко-Блоцкой.

1960-70-е - время стилистических экспериментов и творческого взлета: тогда и формируется основной массив той классической анимации, которую мы смотрим до сих пор. Снимаются сатирические мультфильмы для взрослых - та же "История одного преступления", дебют Хитрука, "Жил-был Козявин" и поэтичная "Стеклянная гармоника" Андрея Хржановского, появляется на свет потрясающая "Варежка" Романа Качанова и монументальный многосерийный "Маугли" Романа Давыдова.

В 1980-х "Союзмультфильм" - крупнейшая анимационная студия в мире, на которой создают бесспорные шедевры: "Ну, погоди!", "Малыш и Карлсон", "Бременские музыканты", "Винни Пух". Инесса Ковалевская делает блестящие анимационные мюзиклы, Роман Давыдов экранизирует былины, Ефим Гамбург отвечает за пародии, появляется Юрий Норштейн с его неповторимым киноязыком, в 1980-х настоящий прорыв совершают экспериментирующие с формой и содержанием Гарри Бардин и Эдуард Назаров...

Кризис наступил в 1990-х. Студия была разворована и чуть не закрылась, но в последние годы поднялась вновь: по счастью, золотая коллекция "Союзмультфильма" может кормить его до сих пор. Сегодня худрук, ищущий новые таланты, - замечательно одаренный Михаил Алдашин, а в худсовете сидят живые классики. Не исключено, что вскоре все-таки выйдет на экраны главный союзмультфильмовский долгострой - "Гофманиана", над которой работают уже 15 лет. В истории "Союзмультфильма" - слава и падения, пропаганда и борьба с официозом, наше общее детство и залог взросления. Это и есть наша история - и, будем надеяться, наше будущее.