14 июня 2016, 16:54

Сокровище российской культуры: выдающемуся режиссеру Александру Сокурову исполняется 65 лет

поделиться:

Сегодня исполняется 65 лет выдающемуся российскому режиссеру Александру Сокурову, автору культовых картин "Одинокий голос человека", "Мать и сын", "Русский ковчег" и "Фауст", обладателю множества международных кинонаград, включая "Золотого венецианского льва". О творческом пути мэтра отечественного кино вспоминает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

"Александр Сокуров" - простейший ответ на вопрос о самом выдающемся из живущих российских кинорежиссеров. По меньшей мере из активно снимающих. И дадут этот ответ даже те, кто к его очень особенному - иных, впрочем, не бывает - таланту равнодушен. А многие скажут: "Гений". Действительно, такая необъяснимая, с трудом раскладываемая на элементы самобытность и сила как художественного языка, так и высказывания встречается лишь у людей неординарного дарования, для которых творчество - как дыхание, то, без чего жизнь невозможна.

О Сокурове, сыне военнослужащего из Иркутской области, который учился в Польше и Туркмении, а потом в Горьком закончил истфак и там же начинал работать на телевидении, никак иначе не скажешь. Ведь первые его работы, особенно легендарный "Одинокий голос человека", снятый по прозе Андрея Платонова, не то что не были поняты и приняты, а чудом избежали уничтожения, как и сам молодой бескомпромиссный автор. Спасло вмешательство Андрея Тарковского, к которому с тех пор у Сокурова - особенное отношение: по его же рекомендации молодого режиссера приняли на "Ленфильм". А эмигрировать Сокуров не желал: он - настоящий патриот России, ее страшной истории и прекрасной культуры, всегда им был и остается.

Первое международное признание пришло в перестроечные годы, когда были сняты "Скорбное бесчувствие" по Бернарду Шоу и "Дни затмения" по братьям Стругацким, тогда же "Одинокий голос человека" все-таки доехал до Локарно и получил первый для Сокурова приз, "Бронзового леопарда". Бесчисленные документальные картины - тоже сложные, экспериментальные, близкие к философской эссеистике, особенно серия так называемых "Элегий". Начало личной линии с картиной "Мать и сын" в конце 1990-х. Впереди будут "Отец и сын" и, наконец, "Александра" о бабушке и внуке с участием гениальной Галины Вишневской. Тогда же - появление цикла фильмов о людях власти: награжденный в Каннах "Молох" о Гитлере, затем - "Телец" о Ленине, "Солнце" об императоре Хирохито. Завершил серию именно "Фауст". Был и уникальный, снятый единым планом в Эрмитаже, документально-игровой "Русский ковчег" - фильм-сенсация, своеобразно продолженный снятой по заказу Лувра в прошлом году "Франкофонией".

Сегодня Сокуров - такое же сокровище российской культуры, как Джоконда - для мировой. Но он все-таки - не музейная ценность, а живой человек, противоречивый, необъяснимый, независимый, погруженный в постоянную рефлексию. Мыслитель и художник, историк и социолог от кинематографа, тонкий знаток живописи и музыки - он уникален во многих смыслах слова. И до сих пор толком не открыт российской публикой. Кстати, об этом: в эти дни в родном для Сокурова Петербурге - масштабная ретроспектива его картин, многие из которых до сих пор не отыскать ни в Интернете, ни на каких-либо носителях. Вы еще можете успеть.