26 сентября 2011, 15:35

Создание консорциума будет вынужденным шагом для Украины

поделиться:

Международный консорциум, который может быть создан на базе украинской газотранспортной системы, должен будет заняться ее серьезной технической модернизацией. В свою очередь, это потребует больших финансовых расходов, размеры которых эксперты пока могут определить лишь приблизительно. Продолжает тему корреспондент "Вестей ФМ" в Киеве Владимир Синельников.

ГТС Украины - это наследие Советского союза, часть самого большого в мире газопровода, по которому СССР поставлял газ в Европу. После 1991 года эта часть ГТС перешла в собственность Украины и де-факто обеспечила ей монопольный контроль над транзитом российского газа в Европу. Протяженность украинского участка этой единой ГТС - около 1100 км с востока на запад. Газопровод - это сложнейшие инженерное сооружение, которое состоит из магистральных газопроводов, распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций. Общая протяженность украинской ГТС в однониточном исчислении - 37, 6 км.

Весь этот грандиозный комплекс эксплуатируется уже полвека. И мало того, что техническое оборудование ГТС уже почти выработало свой физический ресурс, оно морально устарело - за полвека наука шагнула далеко вперед, и то что, 50 лет назад было вершиной инженерной мысли, сейчас антикварное старье.

Между тем у Украины денег на насущную модернизацию нет - речь идет, по крайней мере, о нескольких миллиардах долларов. Более 10 лет назад, когда впервые возникла идея международного консорциума, стоимость модернизации оценивали в более чем 3 млрд долларов. Но с тех пор доллар в значительной мере обесценился, и сейчас речь может идти о гораздо больших инвестициях. Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, считает, что речь идет о 5 миллиардах долларов.

Официальный Киев идею консорциума долго и упорно отвергал, не желая расставаться с монополией на транзит, то есть с доходами от перекачки газа и политическим влиянием, которое обеспечивала эта монополия. О том, что ГТС постепенно приходит в негодность и превращается в груду ржавого металлолома, в Киеве как-то просто не думали - что впрочем, вообще характерно для украинской политической элиты.

Сейчас официальный Киев поставлен перед фактом - монополии на транзит уже нет, ее разрушил "Северный поток". Собственная система ГТС без модернизации может просто развалится. А "Южный поток" может сделать украинскую трубу вообще никому не нужной. И то, что сейчас обсуждается в кулуарах - создание международного консорциума - это не жест доброй воли и готовности к компромиссу, это вынужденный шаг - следствие полной безысходности.