тема: Кредиты
20 декабря 2011, 13:20

Клиент голосует за кредит ногами

поделиться:

В России может появиться законопроект о потребительских кредитах, который защитит права  заемщиков. Работа над документом сейчас заканчивается, он может  запретить почтовую рассылку кредитных карточек гражданам, ввести процедуру банкротства физических лиц, а также дать возможность заемщикам договариваться с банками об индивидуальных ставках по кредитам. "Вести ФМ" обсудили законопроект с экспертом. На прямой связи со студией "Вести ФМ" был президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

"Вести ФМ": Как вы можете оценить возможное принятие этих законов, как видно из сути того, что предлагается, разработчики позаботились о правах потребителя, а как насчет банкиров? Не будут ли права банкиров, интересы банков здесь ущемлены?

Тосунян: Законопроекты на эту тему давно разрабатываются, разные версии их периодически обсуждаются с экспертами. Нужно посмотреть сейчас тот вариант, который предлагается.

У нас есть ряд замечаний по одному из последних проектов. Мы свои замечания направили в Министерство финансов и всем другим заинтересованным лицам.

Я думаю, что вы правильно отметили, что здесь нельзя допускать перегиба ни в ту, ни в другую сторону, потому что если закон будет исключительно ориентирован на защиту одной стороны и будет ущемлена другая сторона – не важно, это банковская или клиентская сторона – то закон не будет работать.

Почему? Потому что когда вы не защищаете клиентов должным образом, то они фактически бояться брать кредиты, такие проблемы возникают. А если вы ущемляете банковские интересы, то тогда банк не хочет выдавать кредиты или слишком завышает процентную ставку, поэтому здесь вот этот поиск баланса интересов очень важен. И именно на этом мы спотыкались на всех предыдущих вариантах законопроектов.

Но то, что такой законопроект нужен, и то, что, безусловно, интересы клиентов должны быть достаточным образом описаны, в частности – почтовая рассылка,  это есть  в версии законопроекта.

Запрет, допустим, на рассылку по почте. Понятно, что не абсолютный запрет, а только с согласия клиента, то есть если я пришел в банк и говорю: вы знаете, я обновленную карту, когда она пролонгируется, я не хочу приходить, тратить время, вы мне ее, когда подойдет время, посылайте, а я соответственно, ее акцептую. Это нормально.

А когда навязывается клиентам, то, наверное, это неправильно, потому что некоторые этим злоупотребляли. Поэтому есть нюансы, которые в законопроекте должны быть четче описаны, поскольку у нас люди недостаточно в этом смысле грамотны. Иногда, действительно, на какие-то уловки попадаются, хотя банки - нормальные, солидные банки - уловками с клиентами не ведут разговор, им выгодно, чтобы клиент понимал, какой договор заключен, с удовольствием исполнял эти условия.

 Полностью слушайте в аудиоверсии.