14 июня 2013, 12:07

Английские школы занижают способности учеников

поделиться:

Британские школьники теряют свои таланты благодаря обучению в старшей школе. С таким заявлением выступили школьные инспекторы, изучившие подход к образованию в стране. Детей равняют под одну гребенку, школы ставят задачу не развить способности талантливых, а дотянуть до среднего уровня отстающих, чтобы общий результат сдачи экзаменов по школе был не хуже, чем у других. Такую систему называют "практикой малых ожиданий". С подробностями из Лондона - корреспондент "Вестей ФМ" Елена Балаева.

Тысячи английских школьников, из которых могли бы получиться Оскары Уайльды, Майклы Фарадеи или Аланы Тьюринги, теряют свои таланты благодаря обучению в английских школах, и страна уже не может похвастаться своими родными писателями, физиками и логиками. Вперед науку в стране продвигают приезжие ученые, в том числе из России. Как такое возможно в стране, которая, казалось бы, славится своей системой обучения, объяснили сегодня школьные инспекторы из департамента по контролю за образованием. К высшему образованию в Англии претензий нет, кроме того, что оно теперь очень дорогое. А вот предыдущая ступень - старшие школы - не готовят детей должным образом.

Бодро начиная в младшей школе, все английские дети в 11 лет сдают экзамены, по результатам которых детей отдают в обычные государственные школы или в школы для избранных, так называемые "грамматические", где конкурс по 30 человек на место. Все они бесплатные. Но если родители не смогли раскошелиться на дорогих репетиторов, которые готовят к грамматическим школам, тогда шансов, что после обычной школы ребенок сделает нормальную карьеру, все меньше, говорят результаты исследования. Инспекторы изучили, как изменилась успеваемость 65 тысяч детей, которые в младшей школы по результатам экзаменов были признаны очень перспективными, то есть получили на письменных тестах по математике и английскому самые высокие балы. Выяснилось, что через 6 лет, сдавая экзамены в старшей школе, две трети этих детей экзамены провалили. Эксперты по вопросам образования объясняют: все дело в неправильном подходе.

Детей равняют по одну гребенку, школы ставят задачу не развить способности талантливых, а дотянуть до среднего уровня отстающих, чтобы общий результат сдачи экзаменов по школе был не хуже, чем у других. Такую систему называют "практикой малых ожиданий". И весь дополнительный персонал в школе - методисты, психологи, советники по вопросам образования - работает именно на то, чтобы школа не опускалась в общем списке успеваемости учебных заведений по стране, но не дают развиться талантливым школьникам. Посетив 41 школу в рамках своего исследования, инспекторы заметили, что некоторые учителя даже не могут точно сказать, кто из их класса со способностями. Итоговая картина такая: примерно 40% перспективных детей в старшей школе не смогли показать свои способности. Вместо университета их теперь ждет карьера обычного клерка, а их места в высших учебных заведениях, скорее всего, займут иностранцы из стран, где к детям имеют дифференцированный подход.

По результатам проверки инспекторы направили во все старшие школы свои рекомендации: учителя должны выявлять талантливых детей в первый же год, как только 12-летние дети попадают в старшую школу. А составлять годовые отчеты для родителей надо так, чтобы продемонстрировать, какой прогресс может достичь именно их ребенок, а не указывать, сколько ему нужно работать, чтобы достичь средних показателей по стране, как это происходит сейчас. С оценкой ситуации в школьном образовании уже согласились члены теневого правительства Британии. Как они заявили, лучше практика высоких ожиданий, чем нереализованных возможностей. Однако с критикой выступил профсоюз учителей, который заявил, что отчет идеологически мотивирован и подрывает веру родителей в школьных учителей.