
"Строгость наказания не влияет на уровень преступности"
Верховный суд предлагает смягчить Уголовный кодекс. Либерализация коснётся более сотни составов преступлений – они станут "уголовными проступками". К чему приведёт эта мера?
«Ефремов – практически рекордсмен по длительности срока»
ПЁТР ХАРХОРИН: «Изначально 8 лет – это, с моей точки зрения, было очень много. Как я вчера сказал в своей речи, "Ефремов – практически рекордсмен по длительности срока в нашем правосудии". Почему только на полгода уменьшили? С моей точки зрения, снижение наказания должно было быть более существенным. После суда первой инстанции мы представили много смягчающих обстоятельств».
«Из дела Ефремова сделали шоу»
Обсуждаем два громких судебных процесса этой недели – над Михаилом Ефремовым и сестрами Хачатурян: что эти дела могут рассказать нам о нас самих?
«Суд присяжных – суд здравого смысла»
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: «В суде присяжных недоказанные обвинения точно не проскочат. И те, кто возбудили дела, могут оказаться в положении тех полицейских, которые задерживали Голунова и «обеспечивали» его наркотиками. Я думаю, что суд присяжных – это еще будет и превентивная мера в отношении необоснованно возбуждаемых уголовных дел».
Хорошие идеи «тонут» в бюрократии
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: «Есть объективная данность. Она заложена давно и не нами. Возьмем пример здравоохранения. Если человек в очереди простоял в поликлинику час, то виноват в этом министр здравоохранения. Если в какой-то больнице нет какого-то лекарства или перевязочного материала, виноват министр здравоохранения. Но, дело-то все в том, что как раз министр здравоохранения точно не виноват ни в первом, ни во втором, потому что у нас так устроено государство».
Уезжают не к чему-то, а от чего-то
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: «У меня нет уверенности в корректности исследования «Левада-центра» по данному вопросу. Для понимания радиослушателей, они считают, что 25 процентов россиян с высшим образованием хочет уехать, это свыше 50 процентов молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Допустим на минуточку, что это правда. Допустим. Я тогда расскажу, что их ждет».
«Изъять имущество на основании предположения нельзя»
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: «Просто взыскать у друзей и родственников на основании предположения, что это имущество находится у них за счет средств осужденного или привлеченного к ответственности, нельзя. Суд должен признать доказанным факт, что это имущество приобретено на эти средства коррупционные или без объяснения происхождения вот этим лицом, за которым установлен контроль».
«Лучший способ борьбы с преступностью – повышение раскрываемости»
Нужно ли возвращать смертную казнь в России?
Доступ к нашим телефонам – не только у нас
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: «Личное пространство. Что мы сегодня имеем? Мы сегодня имеем мобильные телефоны, каждый из которых может быть включен в качестве микрофона и вас можно слушать, вы даже об этом не будете знать. Причем, обратите внимание, если раньше телефоны были со съемными батарейками, можно было вынуть аккумулятор и поговорить, то сегодня ты аккумулятор из телефона не вынешь».
«За необоснованное списание средств нужно штрафовать»
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: «Если посчитать количество рабочего времени, оплачиваемого работодателем, количество нервов (к вопросу о моральном ущербе), которые были потрачены на это, приятно, когда обнаруживаешь, что ты должен 130 тысяч государству, и, как ты правильно сказал, тебе могут выезд закрыть, – это же девочка ошиблась! Девочка ошиблась, циферку не туда поставила, да?! Это как?!»
«Безопасных доз алкоголя не существует»
ЕЛЕНА ДЕМЕНКО: «ВОЗ говорит, что алкоголь в молодом возрасте представляет наиболее страшную угрозу здоровью, социальному, физическому и психическому развитию человека. И связано это с тем, что в молодом возрасте, а период 18-24 года – это ранняя молодость, и хотя он воспринимается нами как один из самых ярких, но и одновременно – ответственных периодов в жизни человека… Естественно, что ответственное решение можно принять только светлым умом, не затуманенным алкоголем».
«9 миллиардов Захарченко не имеют объяснения»
БАРЩЕВСКИЙ: «9 миллиардов Захарченко не имеют никакого объяснения! Потому что скидочная карта «Ля Маре», хотя к ней можно привязать деньги, но это деньги не полученные, а сэкономленные. То есть они никакого «вклада» в 9 миллиардов не имели».
Новый КоАП упростит жизнь бизнесу
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: «Встреча Титова с президентом, освобождение нескольких людей из списка Титова от уголовной ответственности, о прекращении уголовных дел – у меня складывается ощущение, что маятник пошел в другую сторону. Он достигнет точки равновесия, и думаю, где-то года два на это все-таки уйдет».
«КоАП превратился в лоскутное одеяло»
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: «Изменения в КоАП как раз всех достали, потому что за последние несколько лет внесено 600 изменений. В среднем по 100 в год. КоАП превратился в лоскутное одеяло, причем совершенно неразумное. Там куча всяких несуразностей. И председателем правительства было сказано подготовить новый КоАП».
Непрофессионализм всех и во всем
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: «У меня была грустная шутка: я надеюсь, что наших пилотов готовят иначе, чем всех остальных. Хочется на это надеяться. А уровень непрофессионализма во всех сферах – среди врачей, юристов, журналистов, пилотов, политиков, чиновников, судей, среди всех – как снежный ком нарастает».
Качество российских законов ниже качества советских
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: "Качество наших законов – оно, конечно, значительно ниже, чем было качество советских законов. Но, обращаю внимание, Гражданский кодекс, по которому мы жили с 64 года в последние годы советской власти, писался, если мне память не изменяет, 12 лет".
Право как понимание эпохи
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: "Когда люди говорят, что история нужна для того, чтобы понять современность, к праву это точно так же относится. Изначально право возникает как некая совокупность обычаев – что можно делать, а что нельзя, как себя вести в большой пещере. И на этих обычаях жили многие и многие годы".
Эффективный госдеятель работает ради будущих поколений
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: "Реально эффективный государственный деятель действует не в интересах поколения, живущего при нём, а в интересах следующего поколения. В прошлом году послание президента Федеральному собранию – я бы определил его как послание миру: "Ау, ребята, мы есть, и мы – всерьёз!". В этом году, я думаю, послание будет ориентировано на внутреннее потребление".
"Судебная система лучше, чем ее репутация"
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: "У меня много претензий к нашей судебной системе. Но при этом я каждый раз повторяю: слухи о судебной системе сильно ухудшены. Судебная система куда лучше, чем ее репутация. И я правда не понимаю, как выдерживают такую сумасшедшую нагрузку честные судьи, а их много".
Советский период: плюсы и минусы
МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: "Спустя десятилетия и столетия та или иная историческая фигура и исторический период оцениваются по-разному. Будучи современником того или иного процесса, ты не можешь оценить его последствия. И у каждого периода есть свои плюсы и свои минусы".