программа: Авторазборки
00:09, 30 мая 2021

Встреча, поцелуй, расплата: при каких ДТП именно вы – нарушитель?

Взаимоотношения автомобиля и мотоцикла на дороге – что нужно знать каждому? Когда именно вас признают нарушителем в любых ДТП? Новации, громкие случаи.

ЗЛОБИН: Приветствую всех, в студии Александр Злобин. Это большая автомобильная программа на радио "Вести ФМ". И, как всегда, обсуждаем главные автомобильные темы – все то, что волнует многомиллионную армию наших автолюбителей, естественно, и наших автопрофессионалов тоже. Довольно много тем появилось на минувшей неделе. Невероятная, казалось бы, история, ситуация. Мы все знаем, что лишить прав могут за повторное тяжкое нарушение в течение года, но за штрафы, которые приходят с камер зафиксированные, такого быть не может. А выясняется, что в некоторых случаях и такое вполне себе законно: мы можем потерять права за нарушения, которые зафиксированы камерами. Конечно, большая проблема с мотоциклами, которые выехали с наступлением теплых денечков на дороги. Каждый день приходят сообщения о том, что вот столкнулись с машиной, и мотоциклист там пострадал, и так далее. И тут тоже очень много юридических тонкостей относительно взаимоотношений наших на дрогах нас, четырехколесных, и нас, двухколесных, когда мы едем в одной полосе, что, вроде бы, не запрещено законом. Вот эти и другие темы мы обсудим с нашим сегодняшним гостем – это автомобильный юрист, адвокат Сергей Радько. Сергей, приветствую вас в нашей студии.

РАДЬКО: Здравствуйте.

ЗЛОБИН: Предлагаю начать сразу с мотоциклистов, потому что ну какие споры идут в интернете по поводу, чем только как кого ни называют, относительно двухколесных и четырех колесных – ну просто какая-то война. Особенно не нравится автомобилистам то, что мотоциклисты ездят между рядами (в этом смысле мотоцикла в большом городе), соответственно боковой интервал не соблюдается, и так далее. И если водитель, например, перестраивается, не заметил мотоциклиста, который движется с большой скоростью, происходит столкновение, естественно, автомобилист виноват. Ну, понятно, если он перестраивался, а этот ехал прямо, виляя между машинами. Но мы знаем, что юридически мотоцикл и машина могут ехать в одной полосе, внутри одной полосы, благо наши полосы, в отличие от европейских, пошире, и это позволяет расстояние. И вот тут возникает такой вопрос. А если водитель в рамках, внутри этой свой полосы, с тем, чтобы объехать какую-то ямку, выдолблину, еще что-то такое, чуть-чуть вильнул, не выезжая за пределы полосы, и тут мотоциклист – и вот они, что называется, встретились, поцеловались, однозначно ли здесь вина будет водителя? Или это не маневр?

РАДЬКО: Скажу сразу: это маневр. Потому что водитель немного изменяет направление движения, поэтому это маневр. И если он при совершении этого маневра кого-то зацепит, неважно – мотоциклист рядом едет или другой автомобиль, то это небезопасное совершение маневра (а, между прочим, по правилам маневр должен быть безопасным), соответственно здесь есть вина этого водителя, потому что он при совершении маневра не обеспечил его безопасность.

ЗЛОБИН: Независимо от того, что он не выехал за пределы полосы, обозначенной соответственно белыми линиями.

РАДЬКО: Да, да, да. Но есть нюанс. Дело в том, что нахождение в одной полосе и мотоцикла и автомобиля с точки зрения ПДД вещь довольно сомнительная. Почему? Потому что в ПДД в 2016 году появилось понятие "опасное вождение", и там есть одна из составляющих этого понятия – "небезопасный боковой интервал". С учетом ширины автомобиля средней и средней ширины мотоцикла и с учетом тех полос, которые у нас есть, в принципе нахождение их в одной полосе – ну вряд ли оно обеспечивает безопасный боковой интервал. Тем более, что мотоцикл, исходя из того, что он двухколесный, по законам физики он не может ехать строго прямолинейно, он всегда немножко перемещается. Соответственно нужно иметь в виду, что здесь боковой интервал постоянно меняется, сокращается, и в этом-то и проблема. Поэтому, конечно, движение в одном ряду и мотоцикла, и автомобиля, оно опасно и для того, и для другого. Даже для мотоцикла больше, потому что любое боковое соприкосновение может повлечь падение, попадание под колеса проезжающего автомобиля рядом и трагедию.

Слушайте в аудиофайле!