тема: ОСАГО
21:13, 07 мая 2019

Стоит ли таранить «обочечников»?

В Подмосковье суд встал на сторону водителя, не уступившего дорогу машине, движущейся по обочине. Мособлсуд отменил штраф, наложенный после ДТП. Таким образом, в аварии остался только один виновник – водитель, который, в нарушение ПДД, двигался по обочине. К чему это решение приведет на практике? И можно ли теперь со спокойной совестью «таранить» автомобили, которые объезжают пробки по обочине? В этих вопросах разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.

ДТП произошло прошлым летом. Все обстоятельства аварии зафиксировал видеорегистратор, установленный на пострадавшей машине. Автомобиль истца двигался по дороге в две полосы. То есть по одной – в каждую сторону. Водителю нужно было повернуть налево на заправку. На встречной полосе был затор. Истец убедился, что его пропускают, и начал маневр в разрешенном месте. Но в этот момент в него врезался другой автомобиль, который объезжал пробку по обочине, и разбил всю правую часть машины. Сотрудники ГИБДД оштрафовали женщину, которая двигалась по обочине, поскольку, по правилам, это делать запрещено. Но и водителя, чью машину она ударила, тоже наказали штрафом в тысячу рублей – с формулировкой «за нарушение требования ПДД уступить дорогу автомобилю с преимущественным правом проезда перекрестков». То есть получается, что женщина имела преимущество на обочине – там, где ехать вообще запрещено. В аварии, таким образом, оказались виноваты оба ее участника.

Водитель не согласился с таким вердиктом. Он обжаловал это решение в районном суде, но там решение ГАИ оставили в силе. Тогда водитель обратился в Мособлсуд, который встал уже на его сторону и отменил штраф. Суд отметил, что движение транспортных средств по обочинам запрещено. Женщина, объезжавшая пробку, не имела преимущественного права движения, а значит, у водителя при повороте налево отсутствовала обязанность уступить ей дорогу. Таким образом, остался только один виновник ДТП – тот, что ехал по обочине и спровоцировал аварию.

Между тем доказать свою правоту в аналогичных случаях бывает трудно. Сотрудники ГИББД, а вслед за ними и суды, в подобных ситуациях часто признают именно обоюдную вину. Так что нужно быть готовым к длительным судебным разбирательствам, предупреждает адвокат Сергей Радько.

РАДЬКО: «Преимущество есть у того, кто имеет право первоочередного движения по отношению к другим участникам движения. По обочине ехать не имеет права. Так же, как и по «встречке», как и под знак «кирпич». Но, с другой стороны, как мы видим, доказывать свою правоту (а вернее, свою невиновность) можно месяцами. И нет гарантии, что это получится».

Одинаковых ДТП не бывает, напоминает Сергей Радько. А это значит, что в одном случае суд не будет наказывать водителя машины, попавшего в аварию из-за того, кто ехал по обочине, а в другом сочтет, что вина – обоюдная. Тем более, что здесь есть логика.

РАДЬКО: «То, что тот, кто едет по обочине, нарушает правила, что ему полагается штраф в 1500 рублей – это без вариантов. Но как будет на месте решен вопрос, чьи действия привели к ДТП – это проблема. Сотрудник ГИБДД может сказать, что вы совершаете маневр, а при совершении маневра вы обязаны обеспечить его безопасность».

Дело, конечно, не в тысячном штрафе за отказ уступить дорогу тому, кто едет по обочине. Обоюдная вина отразится на выплатах по ОСАГО. В законе сказано: если все участники ДТП ответственны за причиненный вред, страховщики осуществляют возмещение с учетом установленной степени вины застрахованных. В лучшем случае, можно возместить половину ущерба, продолжает Сергей Радько.

РАДЬКО: «Дело в том, что если есть вина обоих участников, то в этом случае страховая компания может вообще никому не заплатить. Если вина не установлена – как обычно говорят, оба ехали на «зеленый» – каждый говорит, что ехал на «зеленый», а как было на самом деле, невозможно установить, в этом случае закон об ОСАГО допускает выплату каждому из них половину ущерба, который был бы возмещен, если было бы все точно установлено».

Конечно, в данным случае, когда суд отменил штраф и снял с человека вину, страховщик должен возместить всю положенную сумму. Если и ее не хватит, то водитель, чья машина пострадала, может требовать покрыть оставшиеся убытки от самого виновника аварии.

Но что будет, если другой суд в другой раз примет другое решение? И как уже часто бывало, установит обоюдную вину? Напомню, что сейчас страховщики по ОСАГО обязаны возместить вред, причиненный автомобилю, в размере до 400 тысяч рублей. Если вина обоюдная, максимальная сумма будет вдвое меньше. То есть ее может и не хватить на полноценный ремонт. Так что перед маневром лучше все же убедиться, что на обочине никого нет, советуют эксперты. Тем более, что там может оказаться велосипед, мопед, повозка или всадник. По правилам, им разрешается двигаться по обочине. В случае такого ДТП будет виноват уже водитель машины.