программа: Интервью
15:07, 09 сентября 2013

Даже в самые острые моменты не все у нас интересуются политикой

Подводим итоги выборов мэра Москвы. По итогам подсчета 100% голосов, Сергей Собянин набрал более 51% голосов. У его ближайшего соперника Алексея Навального - 27%. Таким образом, второго тура голосования не будет. Гость в студии радио "Вести ФМ" - генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.

Корнеевский: Валерий Валерьевич, здравствуйте.

Федоров: Добрый день.

Корнеевский: Я хотел бы узнать в целом ваше мнение об этих выборах.

Федоров: Выборы прошли очень хорошо.

Корнеевский: Вот такое мнение.

Федоров: Безусловно. Почему критика в их адрес исходит в основном от тех, кто говорит, что низкая явка - это катастрофа, позор и все такое? Я так не считаю. Все-таки это выборы не федеральные, а региональные и муниципальные. На них, в принципе, явка всегда бывает ниже, чем на федеральных. На последних федеральных, кстати, она была, если не ошибаюсь, порядка 55-60 процентов. Сейчас у нас в среднем 35, где-то в отдельных случаях - 40 процентов. Но это лаг, дельта, это нормально. Конечно, главное разочарование связано с Москвой.

Корнеевский: Очень удивило такое маленькое количество народа, которое пришло на выборы.

Федоров: Меня точно не удивило. Если бы вы посмотрели выборы, скажем, 2009 года (это последние региональные выборы, там Мосгордуму выбирали), то там явка была примерно такая же. Другое дело, что там результаты были совершенно другие. Там по результатам в Мосгордуме оказались всего две партии: "Единая Россия", если не ошибаюсь, с 33 местами и КПРФ с двумя или с тремя.

Корнеевский: Просто все спорили и говорили о том, что эти выборы - одни из самых интересных, одни из самых, наверное, политизированных за последнее время, потому что, действительно, была интересная борьба. И при этом - 30 процентов и даже меньше.

Федоров: 33 процента, кажется. Скажем так, политикой у нас интересуются даже в самые острые моменты далеко не все. В межвыборный период спрашиваем: вы политикой интересуетесь или нет? У нас только каждый второй говорит, что хоть в каком-то режиме ею интересуется. Но в данном случае сложилась очень интересная ситуация, когда на выборы пришли буквально в 100-процентном объеме сторонники одного кандидата. Даже чуть больше за него проголосовало, если считать не по процентам (процент - все-таки относительный показатель). А если считать по головам, по избирателям, то за Алексея Навального пришло 120 процентов тех, кто планировал или по крайней мере нам сказал, что планировал голосовать за него.

Корнеевский: Вот его за это и хвалят. Он мобилизовал свой электорат.

Федоров: Именно. Любой политконсультант вам скажет (не буду претендовать на их лавры, я думаю, вы уже со многими говорили или еще с кем-то будете говорить), что любая избирательная кампания строится из трех фаз: первая фаза - информационная. На ней задача кандидатов - обеспечить себе максимально высокую известность. Если тебя не знают хотя бы по фамилии, то за тебя уже точно голосовать никто не будет.

Корнеевский: Тут Навальному помогали, надо сказать. И вот "Кировлес" - это известность, пусть и не та.

Федоров: Ему помогали на всех этапах, в том числе помогали зарегистрироваться. Если бы не прямая помощь Собянина, он бы попросту не стал кандидатом.

Полностью слушайте в аудиоверсии.