Как в этом году прошёл ЕГЭ? Об этом Сергей Корнеевский и Мария Фролова беседовали с председателем Всероссийского
общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктором Паниным в эфире радио "Вести ФМ".
Корнеевский:
Здравствуйте. В студии Мария Фролова и Сергей Корнеевский. И сегодня у нас в
гостях председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей
образовательных услуг Виктор Панин. Виктор Викторович, здравствуйте.
Панин: Добрый день.
Фролова: Да, здравствуйте. И хотелось бы
начать с таких более общих вопросов. Изучила ваш сайт для начала, чтобы понять
направление деятельности вашей организации. И поразилась, конечно, широчайшему кругу вопросов, которыми вы занимаетесь. Но все же, может быть, вы,
Виктор Викторович, сможете сформулировать основные задачи - на что вы делаете
упор в своей организации.
Панин: Да, спасибо за вопрос. Самое
главное - мы боремся, конечно, за качество нашего образования, за доступность
нашего отечественного образования и, безусловно, за его конкурентоспособность
на мировом рынке. У нас есть такая приставка в названии, мы Всероссийское
общество защиты прав потребителей образовательных услуг, а дальше вот такая вот
замечательная приставочка и лозунг, если хотите, "российским гражданам -
достойное образование". Вот собственно за это мы и ведем борьбу. Большое
количество жалоб поступает на наши горячие линии, причем не только в Москве, а
и в других субъектах Российской Федерации. Но, конечно, основная деятельность
сосредоточена здесь, где находятся все основные органы управления страной и
образованием в том числе - и Минобрнауки, и тот же Рособрнадзор -
контрольно-надзорные структуры. Вот с ними со всеми и пытаемся взаимодействовать
в рамках нашей деятельности.
Корнеевский: Виктор Викторович, ЕГЭ
практически прошел.
Панин: Но еще до конца не прошел, пока не
прошел.
Корнеевский: Да, я думаю, уже сейчас
подводят некоторые предварительные итоги.
Панин: Да.
Корнеевский: Как вам ЕГЭ в этом году?
Панин: Да никак. Понимаете, оно мне
вообще никак, и не только в этом году, а и в прошлом, и в позапрошлом, и с
момента, и с самого начала.
Фролова: Но приходится выживать все-таки.
Панин: Ну как и всем нам. Понимаете, ведь
стране фактически навязали этот механизм и всячески его оправдывали, и всячески
аргументировали позицию инициаторы этого единственного государственного
экзамена, то есть "егэизации" страны, и всячески настаивали на том,
что это замечательный совершенно механизм, который сейчас уберет коррупцию на
этапе поступления в вузы, который сейчас выровняет возможности для всех
поступающих из различных регионов. Но на практике постоянно, каждый год, я
подчеркиваю, каждый год происходят скандалы и метаморфозы, постоянные какие-то
изменения, которые в очередной раз возбуждают совершенно нездоровое состояние нашего общества. Ну и, конечно, это не ведет к социальной стабильности, не ведет
к стабильности системы образования как таковой.
Фролова: Но как раз вот позиция
Рособрнадзора и Министерства образования, понятно, она обратная.
Панин: Ну, понятное дело, конечно.
Фролова: И говорится о том, что вот эти
все изменения и корректировки ЕГЭ, которые происходят год от года, делаются
для того, чтобы улучшить этот экзамен.
Панин: Конечно...
Корнеевский: Но к мнению прислушиваются
ведь. Вот, например, начинает превалировать устная часть, а вот эти угадайки,
они уходят.
Панин: Все верно.
Фролова: Тесты, да, уходят в прошлое.
Панин: Все верно, но прислушиваются
наполовину. Ведь по поводу устной части мы говорили достаточно давно и говорили
о том, что введение как таковой тестовой части, тестоподобных вот этих вот
заданий, подобных разгадыванию кроссворда, то есть вот проставление галочек,
это не ведет к тому, чтобы наше образование развивалось все-таки в отношении
того, чтобы мы думали, чтобы заставляли детей думать, а ведет к определенным
таким вот моментам, как вот, знаете, мартышку научили нажимать на клавишу -
ну и как бы и хватит ей этого. Мы всячески против этого выступали и
выступаем. Вот в этом году возникла другая история, которая
обратной стороной палки ударила по инициаторам. В части проверок "С" по
русскому языку очень много жалоб сейчас поступает на субъективизм оценок
экзаменаторов.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
ЕГЭ необязателен
Выпускники школ, которые не собираются поступать в вузы в будущем году, могут не сдавать ЕГЭ. Для получения аттестата им достаточно пройти школьные испытания. Министерство просвещения разъяснило новый порядок итоговой аттестации учеников 9-х и 11-х классов.
«Изменённые ситуации» в ЕГЭ: школьников будут учить применять знания «на практике»
Во всех ЕГЭ появятся задания на «измененную ситуацию»: сдать экзамен будет сложнее. Выпускникам придется доказать, что они могут применять теоретические знания в реальной жизни. Новшество опробуют в следующем году на экзамене по истории. А позже распространят на все предметы.
Редкий случай: сразу 2 питерских выпускника установили рекорд по баллам на ЕГЭ
Сразу 2 выпускника набрали 300 баллов на едином государственном экзамене по 3 предметам в Петербурге. Об этом говорится в сообщении пресс-службы городского комитета по образованию. Выпускники получили максимально высокие оценки по математике, информатике и физике.
Без образования не будет ничего
ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Я сейчас говорю о нашем родном образовании, потому что без этого ничего не будет: ни оборонки, ни промышленности, ни сельского хозяйства. Можно, конечно, порезать на участки, распродать, построить дома. Можно, конечно, продать коллекции семян Вавилова. Можно сделать что угодно. Но я не очень понимаю, зачем».
«Шпоры»-2020: как нынешние выпускники списывают на ЕГЭ и что бывает с попавшимися нарушителями
Списать можно: половина выпускников не видит сложностей в использовании шпаргалок на ЕГЭ. Таковы результаты недавнего опроса. Эксперты отмечают: с одной стороны, подготовка подсказок заставляет повторить материал. С другой – ученики начинают больше думать о том, как их спрятать, а не как выучить информацию. За первую половину экзаменационного периода на использовании шпаргалок попались почти 200 подростков. Пересдать ЕГЭ они смогут только в следующем году. Стоит ли идти на такой риск?
«Учителя – за творческий подход, но задания должны быть шаблонными»
ЕФИМ РАЧЕВСКИЙ: «Если вы спросите моих собратьев – директоров, учителей, любой вам скажет: за творческий подход. Но при этом было бы хорошо, если б задания были шаблонными. Всё зависит от того, какие цели и задачи ставит сообщество. Я надеюсь, что скандал с ЕГЭ по химии породит некий мобилизационный толчок. Может быть, мы будем учить чуточку по-другому».