программа: Интервью
тема: ОСАГО

Реформа ОСАГО: как изменится стоимость автостраховки? И что получится в итоге? Обсудили с директором Департамента страхового рынка Банка России Филиппом Габунией.

Ведущий – Павел Анисимов.

АНИСИМОВ: Я буду платить за полис ОСАГО значительно больше, при этом никаких дополнительных выгод и преимуществ не получу.

ГАБУНИЯ: Опасения нам известны, но должен всех заверить, что это совсем не так. И все, что предлагается нами совместно с Министерством финансов, ни в коем случае не связано с повышением тарифа как такового. Речь идет о другом: сегодняшняя система тарифа, которая сложилась (наверное, наиболее точно слово будет) – несправедлива.

О чем идет речь? Я попробую показать это на конкретных примерах: водитель, допустим, в Сочи, который купил полис, за 3 месяца попал в 7 ДТП, нанес ущерба на 1 миллион 200 тысяч рублей, будет платить за полис меньше, чем добросовестный водитель, живущий, например, в Челябинске. Более того, даже, предположим, 2 водителя в Перми одинакового возраста с одинаковым стажем, но один из них ездит, нарушает правила все время, а другой – добросовестный, аккуратный и вообще редко пользуется автомобилем, тоже цена будет либо одинаковой, либо, если и будут какие-то различия, они будут весьма минимальные, несопоставимые с тем риском, с той потенциальной аварийностью и с теми выплатами, которые приходится делать каждому водителю. Собственно, наши предложения на то и направлены, чтобы эту картину постараться поменять.

Я себе позволю небольшой экскурс в историю, почему так получилось, очень короткий. Когда вообще система ОСАГО только появлялась, было разумное опасение, что сейчас сделают обязательно вид, и какие-то частные компании будут устанавливать каким-то образом цену, и эту цену нельзя будет не заплатить нашим гражданам, поэтому постарались очень жестко отрегулировать формирование этой самой цены, и подумали, от чего это может зависеть – от возраста, стажа и, наверное, региона пребывания. И еще какие-то коэффициенты, но они уже – не столь значимые. И мы получили ту картину, которую сегодня имеем – недостаточную гибкость. Мы хотим эту гибкость увеличить.

АНИСИМОВ: Собственно, как будет проходить реформа ОСАГО, "либерализация", как говорят, станет она более справедливой? В прессе было несколько вариантов – два этапа, три этапа. Что предлагает Центробанк, и какие решения уже будут приняты в ближайшее время?

ГАБУНИЯ: Мы видим три этапа, которые все связаны с одной ключевой вещью – это индивидуализация тарифа! Для того чтобы уйти от тех перекосов, которые я уже называл, необходимо несколько вещей: во-первых, необходимо дать возможность страховым компаниям выставлять цену справедливую автолюбителю в зависимости от того, как он водит.

Полностью слушайте в аудиоверсии.