«Стой! Куда идёшь?»: как банки хотят зарабатывать на слежке за людьми
Банки начали собирать данные, где именно клиенты много тратят. Новый сервис сопоставляет расходы по банковской карте и место оплаты. Информацию продадут бизнесу: она поможет понять, где стоит открывать тот или иной магазин. Банкиры обещают не раскрывать личные данные клиентов, и их не украдут. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов выяснял, зачем нужна слежка за покупателями и как это будет работать.
Банковские аналитики придумали, как больше зарабатывать на клиентах. Они собирают в одну базу, где конкретно человек расплатился картой или через мобильное приложение, и, главное, сколько он потратил. Смартфон отошлёт в банк сумму и точку места по геолокации. Эту информацию проанализируют и предложат предпринимателям. Считается, что по статистике визитов и трат можно определиться с местом под новый магазин. Условно говоря, если клиенты банка зачастили в автосалон дорогих иномарок, то рядом есть смысл открыть ювелирный салон. Комментирует основатель «Академии ретейла» Алексей Филатов.
ФИЛАТОВ: Если у бизнеса появляется возможность знать, понимать, какие конкретно люди, не с точки зрения персональных данных, а какие интересы есть у этих людей в привязке к конкретному магазину или ресторану, можно сделать большое количество выводов, что ещё человек будет заинтересован купить неподалёку, что ему ещё предложит в этой новой точке.
Новый сервис подразумевает слежку за передвижениями клиентов – как часто они выходят из дома или выезжают за город. Геоаналитика уже заинтересовала городские власти. Они хотят знать, по каким маршрутам люди чаще всего едут в магазины. Разработчики сервиса уверяют, что вся информация будет обезличена, поэтому личные данные клиентов останутся в секрете.
Специалисты по кибербезопасности иного мнения: если подключить к мониторингу другие программы, человека без труда вычислят. Известно, что каждый гаджет постоянно «эфирит» свой уникальный MAC-адрес. Это своего рода цифровой отпечаток для подключения к сетям Wi-Fi или Bluetooth. Напрямую через MAC-адрес нельзя узнать, кто именно пользуется смартфоном. Но если подключить к поиску другие программы, человека вычислят за несколько секунд. Многие замечали, что онлайн-реклама в гаджетах буквально идёт за мыслями. Стоит обсудить по телефону какую-то покупку, как виртуальные рекламщики выдают на экран выгодное предложение. Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов объясняет, как «умные» вещи следят за хозяевами.
УЛЬЯНОВ: Сейчас есть рекламные сервисы, которые показывают целевую рекламу именно владельцу конкретного смартфона, отслеживая его по МАС-адресу. Не обязательно знать его ФИО, но и это можно узнать: используя приложения и Интернет, человек оставляет о себе цифровые следы. Агрегируя данные из разных источников, можно сопоставить МАС-адрес с именем конкретного человека.
Судя по опросам, большинство россиян не против цифровой открытости. В конце концов, Интернет под рукой сильно помогает. И только треть юзеров считают, что их персональные данные надёжно защищены. Производители «умных» гаджетов советуют особо мнимым поменять настройки – запретить доступ приложений к микрофону, камере и геолокации. Но без этого нельзя, например, использовать мобильный навигатор.
Цифровой портрет пользователя собирают по «лайкам» в социальных сетях и поисковым запросам. Новая «фишка» рекламщиков – всевозможные онлайн-тесты на проверку знаний. Если человек правильно отвечает на 9 из 10 вопросов, через некоторое время в поисковике появляется контекстная реклама дорогих апартаментов. Считается, что умные люди больше зарабатывают. И наоборот, если баллов немного, то предлагается бюджетная квартира в ипотеку.
Популярное
Рост цен и непрозрачные кредиты
Важнейшие события и самые "горячие" темы уходящей недели – в репортажах корреспондентов и комментариях экспертов.
Скрытые комиссии: как их не платить
Банки покажут полный процент. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина потребовала раскрывать скрытые комиссии до оформления займа, чтобы клиент видел реальную стоимость ссуды. Сегодня банки тайно "зашивают" в кредит страховую премию и другие накрутки. Сами банкиры уверяют, что не прячут полную цену кредита.
Страховка – не для всех!
Ипотека не для всех. Россияне со сложными болезнями не могут получить кредит, поскольку им отказывают в страховании сделки. Об этом предупреждает Международная конфедерация обществ потребителей. В список нежелательных клиентов попали беременные из-за риска возможных осложнений. Если диагноз ставят после заключения договора, страховщики могут отказать в выплатах.
Банки хотят отказаться от обязательных выплат по исполнительным листам
Выполняя закон, теряешь деньги. Разрешить банкам отказаться от обязательных выплат по исполнительным листам – с такой просьбой в Минюст обратилась одна из отраслевых ассоциаций. По действующим нормам, такая выплата, например, в пользу кредитора или наемного работника, который выиграл спор у администрации, должна производиться немедленно. Между тем, по аргументации самих банкиров, все чаще документы, которые приносят взыскатели, оказываются фальшивыми.
Рост цен и непрозрачные кредиты
Важнейшие события и самые "горячие" темы уходящей недели – в репортажах корреспондентов и комментариях экспертов.
Скрытые комиссии: как их не платить
Банки покажут полный процент. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина потребовала раскрывать скрытые комиссии до оформления займа, чтобы клиент видел реальную стоимость ссуды. Сегодня банки тайно "зашивают" в кредит страховую премию и другие накрутки. Сами банкиры уверяют, что не прячут полную цену кредита.
Страховка – не для всех!
Ипотека не для всех. Россияне со сложными болезнями не могут получить кредит, поскольку им отказывают в страховании сделки. Об этом предупреждает Международная конфедерация обществ потребителей. В список нежелательных клиентов попали беременные из-за риска возможных осложнений. Если диагноз ставят после заключения договора, страховщики могут отказать в выплатах.
Слишком сложно для граждан: «людям с улицы» могут ограничить продажу облигаций
Центробанк намерен ограничивать продажу разных "сложных" облигаций гражданам, которые плохо представляют, как такие инструменты работают. Многие банки активно предлагают их своим клиентам – под обещания высоких доходов, но на деле те часто теряют свои деньги. Руководство регулятора прямо называет сложные облигации «мутными финансовыми продуктами», а в Госдуме рассматривается законопроект о тестировании граждан на понимание рисков, чтобы они осознанно подходили к инвестициям.
Новые лоукостеры в России и информаторы в банках
Итоги дня – в репортажах корреспондентов «Вестей ФМ» и комментариях экспертов.