Мошенники придумали новую схему по отъёму денег
Мошенники изобрели новую схему кражи денег с банковских карт. Обман строится на так называемой социальной инженерии. Подробнее в новой схеме разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Обман начинается стандартно: звонок клиенту банка с предупреждением, что с его карты кто-то пытается снять деньги. Потребитель финансовых услуг хоть и знает что-то о телефонных мошенниках, но всё равно начинает волноваться. Тут-то и вступает в действие новая схема обмана, основанная на социальной инженерии. Клиенту говорят, что его проблему будут решать не по телефону, а в офисе его банка. Человек проникается к звонящему полным доверием, после чего из него можно "вить веревки", поясняет начальник отдела по противодействию мошенничеству компании "Инфосистемы Джет" Алексей Сизов.
СИЗОВ: Посыл – если у вас есть возможность, приезжайте в офис, решайте там все проблемы. Это уже говорит потенциальной жертве, что это не похоже на мошенников. Жертву держат всегда на телефонном контакте, то есть под всеми возможными предлогами не дают ей повесить трубку. И в какой-то момент времени сообщают, что есть способ решить проблему дистанционно – мол, давайте так сделаем, поскольку у нас не хватает времени.
На практике мошенническая схема выглядит примерно так. Испуганный клиент действительно выезжает в банк. Но на полпути ему поступает новый звонок – уже от другого псевдоклерка. Взволнованным голосом тот сообщает, что сотрудники офиса, в который едет клиент, замешаны в мошенничестве. И срочно нужно обезопасить положенные в банк деньги, переведя их на специальный "защитный счет". Но уже в другой организации. Причем перечисление идет через некоего страхового агента. И на этого агента, то есть уже третьего мошенника в цепочке, и переводят разговор. Он и призван завершить преступный отъем средств со счета доверчивой жертвы. Но настоящие службы безопасности реальных банков настороженно относятся к внезапным крупным переводам и могут транзакцию приостановить и даже заблокировать. Чтобы эту блокировку преодолеть, клиенту самостоятельно придется звонить в банк и беседовать с его настоящей службой безопасности. Её задача – уточнить, был ли перевод добровольным, продолжает Алексей Сизов.
СИЗОВ: Они уточняют, совершал ли клиент этот платеж, не управляет ли им сейчас кто-нибудь. Ну и есть стандартные вопросы, которые задаёт банк в этой ситуации. Мошенники адаптировались, знают эти вопросы и присылают "скрипты", чтобы у специалистов банка не было подозрений, что эта операция совершается не самим клиентом или под воздействием на него.
Для большей правдоподобности "скрипты" с нужными для преступников ответами направляют клиенту через мессенджер с аккаунта, очень похожего на реальный портал банка. Это нужно, чтобы еще более усыпить бдительность клиента. В ходе переговоров также пытаются узнать кодовое слово и выудить информацию о последних переводах жертвы. Это нужно на будущее, про запас, когда преступники попытаются провернуть очередную махинацию, пробившись к счету клиента уже без него самого, отмечает Алексей Сизов.
СИЗОВ: В каждом банке есть несколько типов верификации клиента. Клиент, например, потерявший банковскую карту, может не помнить ее номер. Поэтому существуют альтернативные методы верификации клиента по тем сведениям, которые он точно помнит. И один из этих способов – это звонок: например, надо назвать кодовое слово или рассказать о последней операции. Поэтому эта информация ценна для мошенников с точки зрения обращения под видом клиента.
Эксперты по банковской безопасности поясняют, что новое в мошеннической схеме – именно приглашение приехать в офис банка. Но понятно, что до него клиент не доезжает, ибо провернуть всю операцию преступники пытаются, пока их жертва в пути. Кроме того, в обмане участвуют сразу несколько псевдоменеджеров, которые общаются с будущим потерпевшим не только по телефону, но и шлют инструкции на мессенджер. Причем в них прописывают нужные ответы для преодоления банковской блокировки счета. Советы специалистов простые: если вам кто-то звонит и просит перевести куда-то деньги, то надо быстро прервать разговор и самостоятельно перезвонить в свой банк.
Популярное
Рост цен и непрозрачные кредиты
Важнейшие события и самые "горячие" темы уходящей недели – в репортажах корреспондентов и комментариях экспертов.
Скрытые комиссии: как их не платить
Банки покажут полный процент. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина потребовала раскрывать скрытые комиссии до оформления займа, чтобы клиент видел реальную стоимость ссуды. Сегодня банки тайно "зашивают" в кредит страховую премию и другие накрутки. Сами банкиры уверяют, что не прячут полную цену кредита.
Страховка – не для всех!
Ипотека не для всех. Россияне со сложными болезнями не могут получить кредит, поскольку им отказывают в страховании сделки. Об этом предупреждает Международная конфедерация обществ потребителей. В список нежелательных клиентов попали беременные из-за риска возможных осложнений. Если диагноз ставят после заключения договора, страховщики могут отказать в выплатах.
Банки хотят отказаться от обязательных выплат по исполнительным листам
Выполняя закон, теряешь деньги. Разрешить банкам отказаться от обязательных выплат по исполнительным листам – с такой просьбой в Минюст обратилась одна из отраслевых ассоциаций. По действующим нормам, такая выплата, например, в пользу кредитора или наемного работника, который выиграл спор у администрации, должна производиться немедленно. Между тем, по аргументации самих банкиров, все чаще документы, которые приносят взыскатели, оказываются фальшивыми.
Рост цен и непрозрачные кредиты
Важнейшие события и самые "горячие" темы уходящей недели – в репортажах корреспондентов и комментариях экспертов.
Скрытые комиссии: как их не платить
Банки покажут полный процент. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина потребовала раскрывать скрытые комиссии до оформления займа, чтобы клиент видел реальную стоимость ссуды. Сегодня банки тайно "зашивают" в кредит страховую премию и другие накрутки. Сами банкиры уверяют, что не прячут полную цену кредита.
Страховка – не для всех!
Ипотека не для всех. Россияне со сложными болезнями не могут получить кредит, поскольку им отказывают в страховании сделки. Об этом предупреждает Международная конфедерация обществ потребителей. В список нежелательных клиентов попали беременные из-за риска возможных осложнений. Если диагноз ставят после заключения договора, страховщики могут отказать в выплатах.
Слишком сложно для граждан: «людям с улицы» могут ограничить продажу облигаций
Центробанк намерен ограничивать продажу разных "сложных" облигаций гражданам, которые плохо представляют, как такие инструменты работают. Многие банки активно предлагают их своим клиентам – под обещания высоких доходов, но на деле те часто теряют свои деньги. Руководство регулятора прямо называет сложные облигации «мутными финансовыми продуктами», а в Госдуме рассматривается законопроект о тестировании граждан на понимание рисков, чтобы они осознанно подходили к инвестициям.
Новые лоукостеры в России и информаторы в банках
Итоги дня – в репортажах корреспондентов «Вестей ФМ» и комментариях экспертов.