программа: Уроки истории
тема: Таганка
03:00, 07 июля 2011

История Буратино повторилась

В этот день ровно 130 лет назад - в 1881 году - в Италии была опубликована сказка известного писателя Карло Коллоди "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы". Подробности - в рубрике Андрея Светенко на радио "Вести ФМ".

Сказка имела успех, хотя культовой не стала. То ли дело наш Буратино - версия той же сказки, предложенная Алексеем Толстым в 1930 годы, после возвращения из эмиграции.

Удивительно, наш советский Буратино, оказывается, ничего общего с Пиноккио не имеет.

Сказка Коллоди была морализаторской, скучно воспитательной. В ней нос деревянного вырастал еще больше всякий раз, когда он говорил неправду. И замысел автора состоял в том, чтобы Пиноккио исправился - стал честным и добрым мальчиком. И превратился в настоящего человека. Что сам Пиноккио и старается изо всех сил сделать. И в конце концов перевоспитывается.

А Буратино, наоборот, меняться не собирается. Он тем и хорош - что вихрастый и задиристый уличный хулиган. Перевоспитанию не поддается. В этом, кстати, большой здравый смысл всех его предэротических взаимоотношений с Мальвиной. Тем более, что взрослые - в лице Дуремара, кота Базилио и Лисы Алисы - ничему хорошему не научат. Буратино Алексея Толстого успеха достигает не потому, что стал умненьким и благоразумненьким, а потому что Золотой Ключик нашел. Тут, конечно, напрашивалось, что дверца за нарисованным на холсте камином, которую открывает этот Ключик - ведет в сокровищницу с кладом. Но клад или драгоценности Толстой по пролетарским соображениям заменил просто на обретение "счастья". А что это такое? В одной из экранизаций - в сталинские времена - Буратино и его друзья и улетали из сказки, ну, получалось, что в Советский Союз. Вот, оно счастье.

В нашей культуре эта итальянская детская сказка не просто обрусела, она давно и прочно вышла за рамки детского кругозора. Ее артефакты перекочевали в афоризмы и наполнились актуальным социальным смыслом. "Страна дураков", "Поле Чудес", "Богатенькие Буратины". Причем идет постоянное обновление. Вот, и Доктор кукловодческих наук Карабас-Барабас с диссертацией, надо полагать, на тему "Роль семихвостной плетки в создании сплоченного театрального коллектива" - вызывает свежие ассоциации с нынешнем конфликтом в театре на Таганке.

Так что история Пиноккио и Буратино - удивительный пример, каким неповторимым образом на специфической национальной почве произрастает порой общемировое культурное достояние.