программа: Уроки истории
11:14, 26 июля 2011

Запомнит ли история имя Брейвика?

Андрей Светенко проследил за эволюцией интеграции - в эфире радио "Вести ФМ".

Не знаю, запомнит ли история имя Андерса Беринга Брейвика, или спустя годы, вспоминая по случаю, - а случаи, сколько ни сожалей, представятся, - будут просто говорить "а, помните, в Норвегии был какой-то расист-нацист - расстрелял людей по идеологическим соображениям". Тут, кстати, тоже возможны варианты. Какие именно соображения увели этого норвежца за грань между добром и злом? Свои чувства или неприятие чужих? Вот где проблема. Человечество решает ее с момента своего возникновения. Проблема звучит предельно четко "Свой - чужой". И что делать, если решительно всё, что лежит на поверхности - язык, манеры, внешность, одежда - работает на разъединение.

Однако общество должно быть едино. В основе (простите за очевидность) должно быть, действительно, общее. Причем не просто "что-то", а фундаментальное. Веками проблема решалась просто - для совместного общежития "чужого" нужно было сделать "своим". Перековать, перекрестить, переучить, в общем, переделать на свой манер. Согласимся, теперь такой "хирургический" метод не осуществим. К кому ни приложи. Но и предложенный полвека назад "мультикультурализм", как выясняется, тоже не срабатывает. Политика толерантности в отношении иммигрантов. Пусть живут, как привыкли, как им нравится. Конечно, соблюдая законы, но сохраняя свои правила и обычаи. Предполагалось, что такой благожелательный нейтралитет понизит уровень угроз полиэтнического общества. Культурные и религиозные отличия не станут почвой для социальных конфликтов. А в результате в западноевропейских сообществах возникла "тензофобия". Это редкое пока для нас слово означает - боязнь конфликтов в групповых отношениях как таковая. Желание избежать конфликт любой ценой. Другими словами говоря - "лишь бы не было войны", однако на практике это привело к "позитивной дискриминации" коренного белого населения. Символ которого определение "француз гальского происхождения". Теперь мультикультурализм и во Франции под большим знаком вопроса, и в Германии его правомерность оспаривают на уровне канцлера. А в Великобритании после террактов, совершенных "британцами пакистанского происхождения" летом 2005 года, не заикаются на государственном уровне.

Всё? Приплыли? Нет, есть еще один способ интеграции. Концепция "плавильного котла". Пример. Соединенные Штаты Америки. Пример, на мой взгляд, очень показательный и эффективный. Маленький проверочный тест. Представьте себе американца, гражданина США. Представили? Ну, и какого он у вас цвета кожи? Да - любой. Белый, черный, краснокожий, желтый. Да любой подходит. И не удивляет. То есть американцы даже несмываемые расовые отличия пытаются не замечать, не говоря уже о национальных и культурных. При том, что каждый вправе помнить, и помнит свое происхождение, и культурные предпочтения имеет собственные. То же самое с религией. Только всё это у них называется - personal history. Факты личной биографии. Никаких социальных предпочтений индивиду и, тем более, группе людей не дающие. Конечно, им в этом смысле проще. Все американцы так или иначе "понаехавшие". На самом деле, конечно, всё гораздо сложнее.