программа: Уроки истории
17:29, 31 июля 2011

Норвегию клюнул жареный петух

Психиатрическая экспертиза Андерса Брейвика, подозреваемого в организации двойного теракта в Норвегии, пройдёт до ноября, сообщил представитель норвежской полиции. Ранее адвокат Брейвика высказал мнение о том, что его подзащитный психически нездоров. В случае если вина террориста будет доказана, ему грозит до 30 лет тюремного заключения. О самом страшном преступлении в Норвегии, которое уже стало поворотной точкой в истории этой страны, Андрей Светенко беседовал с членом Общественной палаты Николаем Сванидзе в студии радио "Вести ФМ". 

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. У нас сегодня в гостях член Общественной палаты Николай Сванидзе  - журналист, историк, общественный деятель. Николай Карлович, добрый день.

Сванидзе: Здравствуйте.

Светенко: Мы будем говорить о норвежской трагедии. Теракт в Осло, массовое убийство безоружных граждан, совершенное неким Андерсом Берингом Брейвиком. Все это вызвало широкий резонанс и поставило массу вопросов, в том числе и в историческом разрезе. Почем нынче слава Герострата? Что это вообще было? Свежее прочтение народной мудрости "чужие здесь не ходят"? Или просто крах мультикультурализма в отдельно взятой европейской стране? Николай Карлович, может, еще что-то?

Сванидзе: Нет, вы перечисли какие-то вещи, можно еще до кучи  туда накидать что-то. Но я бы, во-первых, как бы это сказать, не вставал в позицию конца света: вот это означает крах там чего бы то ни было... Чего это крах - мультикультурализма или антимультикультурализма? Хотя мы уже привыкли к чудовищным случаям, но для норвежцев он просто уж совсем на новенького. И я пользуюсь случаем хочу выразить огромное сочувствие и уважение тому, с каким достоинством норвежский народ пережил эту трагедию.

Но каждый раз говорить, что это крах... Нет, почему крах? Это крах, я бы сказал, безбдительной, невнимательной, бесшабашной позиции, которую занимали норвежские власти, которые считали, что если их страна на одном из первых в мире мест по уровню жизни, что если они занимают по ближневосточной позиции точку зрения, близкую к палестинской, а, следовательно, им вроде бы нет оснований бояться исламского фундаментализма и исламского радикализма, в том числе и терроризма, то вроде бы над ними и не каплет, и жареный петух их не клюнет. А жареный петух - возьми да и клюнь. Что это значит? Это не значит, что это крах чего-то, а это значит, что нужно просто не спать, вот, что это значит. Когда нужно бдеть, то не нужно спать.

Светенко: Кроме всего прочего, конечно, норвежцы сами будут решать эти новые для себя проблемы обеспечения безопасности, какие-то меры для них не характерные, больше, так сказать, бдительности. Ведь круги по воде в данном случае произвели резонанс больше в нашем обществе, в той же Америке, в Европе и вообще во всем мире. Может быть, в этом смысле как раз это пример, в котором показательно, что неважно даже где именно, а что это было. Вот вы сказали: до кучи можно разных резонов набросать. Но когда до кучи набрасывают, уже разговор лишается смысла, уже чего-то такое было, и каждый говорит о своем. Вот как, на ваш взгляд, что здесь для российского общества важно, какой урок именно?

Сванидзе: Я не думаю, что здесь какой-то урок для российского общества. У нас уже столько уроков, нам бы свои уроки усвоить, никак не усвоим. Но я бы сказал, что нельзя вот действительно (то, с чего вы начали разговор), нельзя говорить о том, что это крах мультикультурализма. Что понимать под мультикультурализмом? Если понимать под ним полную бесшабашность и безграмотность в отношении к опасным членам общества, тогда крах. Но, повторяю, понимаете, это такой же мультикультурализм, как там у нас капитализм сейчас - без конкуренции, без суда, без защиты собственности. Вот это мне напоминает старый анекдот про то, как человек пытался изобразить, насвистеть по телефону девятую симфонию Бетховена, а потом удивился, что за композитор какой-то странный...

Светенко: Да, не катит.

Сванидзе: Не катит, не катит, да. Я бы не противопоставлял мультикультурализм и, как это сейчас принято, этой стратегии плавильного котла, которая имеет место в Соединенных Штатах. Дело в том, что в Соединенных Штатах немножко другая проблема, она не столь острая. Туда приезжают люди не противоположной культуры.

Полностью слушайте в аудиоверсии