программа: Уроки истории
12:05, 13 июля 2015

Сразу после войны советские люди вернулись к творчеству

В этот день 70 лет назад - в 1945 году - в помещении Центрального дома культуры железнодорожников в столице прошел вечер встречи работников искусств с демобилизованными воинами Красной Армии. Подробности - в рубрике Андрея Светенко на "Вестях FM".

За 3 дня до этого началась массовая демобилизация действующей армии, эшелоны с фронтовиками шли вглубь страны. В основном - через Москву, главный транспортный узел. И это обстоятельство приобрело свой особый эмоциональный характер. Всесоюзное концертное объединение организовало 8 артистических бригад, которые в эти дни начали выступать в помещении агитпунктов восьми московских вокзалов.

Чтецы, музыканты, певцы, танцоры. Позже появится художественный фильм "Поезд идет на Восток", в котором трогательно показано именно это послевкусие Победы, уже через личное общение людей, вернувшихся с войны, и людей, ждавших их возращения.

Вообще, лето 45-го примечательно оживлением творческого процесса. Так, в этот же день газета "Советское искусство" на первой полосе поместила заметку под заголовком "Новые театры столицы": "Чтобы шире удовлетворить культурные потребности трудящихся столицы, а также дать возможность ряду режиссуры и молодым актерам более полно участвовать в театральной жизни, в ближайшее время организуется театр под художественным руководством Бориса Бабочкина. Этот театр будет давать представления в клубе газеты "Правда". Осенью приступит к созданию театра Алексей Дикий. В помещении бывшего Театра имени Сафонова откроется Театр Таганского района под руководством Плотникова". Очень любопытное сообщение. Вообще-то, в те времена было принято сообщать об итогах, о результатах, а не о замыслах и планах. Мало ли что, они ведь могут и не осуществиться. Именно так и случилось с двумя из трех упомянутых театров.

В творческих биографиях Бориса Бабочкина, исполнителя роли Чапаева в культовом фильме, и Алексея Дикого, получившего две сталинские премии за исполнение роли Сталина в пафосных фильмах той эпохи, мы не находим упоминаний об этих новых театрах, они так и не были созданы. Во многом потому, что возобладала другая логика - лучше меньше, да лучше. Во всяком случае - провереннее. А тот, третий из названных ранее театров, на Таганке, состоялся. Тот, который под руководством Алексея Плотникова просуществовал до 1964 года, став предтечей знаменитой, легендарной любимовской Таганки.