Катастрофа в Казани и российский авиапром. Гости Елены Щедруновой в студии радио "Вести ФМ": вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов и главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров.

Щедрунова: Мы продолжаем в этом часе обсуждать ситуацию с авиационной отраслью в нашей стране, с отраслью авиационной как услуги, не самолетостроение, а пассажирские перевозки.  У нас в студии в роли экспертов сегодня выступают главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Роман, здравствуйте.

Гусаров: Здравствуйте.

Щедрунова: И президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Дмитрий, здравствуйте.

Абзалов: Здравствуйте.

Щедрунова: Обсуждаем мы эту тему и не только уже второй день. Более того, мы эту тему обсуждаем, что называется, регулярно. Происходит очередная авиакатастрофа - слава Богу, все-таки, не так часто это бывает, - но, тем не менее, происходит очередная катастрофа, и мы начинаем обсуждать, а что же происходит, как подстелить соломку. Варианты всегда одни и те же, почему произошла авиакатастрофа. И все время возникает вопрос: а можно в таких ситуациях, вообще, как-то соломку подстелить? Роман?

Гусаров: Ой, да, не очень хороший повод нашей встречи сегодня, к сожалению. И, на мой взгляд, все-таки, достаточно часто у нас происходят катастрофы. Если посмотреть на весь остальной мир, в Европе - вообще нет, постучу по дереву, нет катастроф.

Щедрунова: Ну, несколько лет. Бывали там такие, если мы вспомним Concorde… Там было совсем страшно. Но после этого, действительно, что-то произошло, и  катастроф вроде как нет.

Гусаров: Ну, а мы, к сожалению, в этом отношении отмечаемся с завидной регулярностью. Чуть ли не раз в году у нас есть повод для встречи такой печальный, к сожалению. И каждый раз мы говорим об одном и том же, об одних и тех же проблемах в нашей гражданской авиации. И говорим мы про парк воздушных судов, и про подготовку летного состава, и про финансовые проблемы авиакомпаний, и про слабую управляемость, контроль над тем, что происходит у нас в авиакомпаниях. Но, к сожалению, кроме разговоров дальше дело не идет. Это очень печально.

Щедрунова: Мне кажется, что после каждой катастрофы правительство принимает решение - усилить контроль за тем, усилить контроль за этим, обязать авиакомпании делать то-то, то-то и то-то. Это все остается на бумаге, получается?

Гусаров: К сожалению. Поскольку у нас ни в правительстве, ни в Государственной Думе авиационная отрасль никак не представлена профессионалами, те решения, которые они предлагают, они зачастую ухудшают только положение авиакомпаний, а не улучшают.

Щедрунова: Дмитрий, может быть, не стоит так убиваться, что мало компаний. С одной стороны, конкуренция ниже. С  другой, люди скажут: ну, пусть их будет две или три, но они будут огромными, у них будут деньги, чтобы обновлять свой парк, у них будут деньги, чтобы нанимать профессиональных пилотов. Мы переплатим. Кстати, в предыдущем часе обсуждали эту тему. Один наш слушатель пишет, что "всегда летаю "Аэрофлотом", переплачиваю по 2-5 тысяч рублей за билет, но у них самолеты все свежие, подготовка пилотов (приписка) – хочется верить". Так, может быть, действительно, многие верят, что если это так, то там безопаснее?

Абзалов: Прежде всего, стоит отметить, что я немножко не согласен с тем, что лоббистов мало в правительстве именно по линии авиапромышленной отрасли. У нас замминистра по транспорту является экс-главой "Аэрофлота" Российской Федерации. Собственно говоря, и проекты, связанные с реформированием отрасли, проходят через эту организацию. Вопрос не в том, что лоббистов мало, другой вопрос в том, что у нас как бы министерства, ведомства возбуждаются после аварий. Я напомню, была знаменитая компания по борьбе с несертифицированными деталями. Информационно подсвечена, аппарат, соответственно, подвешенный, а результат какой? Какой же? Потому что произошло возбуждение, потом ситуацию сдали на тормозах. То же самое весной этого года - знаменитый скандал, связанный с переподготовкой летчиков. Красноярский знаменитый центр. Покупали, доказано, соответственно, вертолетов, в основном, касалось, ну, неважно…

Щедрунова: Имеется в виду, покупали удостоверения.

Абзалов: Проходили повышение квалификации, подтверждение. Письма печатали, отправляли обычной почтой. Все возбудились: сюжеты, каналы… Все так же и осталось. Соответственно, проблема-то заключатся в том, что так как есть серьезные проблемы, то целые сегменты, которые в нормальной авиации существуют, у нас проваливаются.

Полностью слушайте в аудиоверсии.