17:59, 12 января 2015

"Левиафан" Звягинцева: "Глобус" взят, на очереди – "Оскар"

На церемонии вручения престижных кинопремий "Золотой глобус" в Лос-Анджелесе лучшим фильмом на иностранном языке признан "Левиафан" Андрея Звягинцева. Лучшей драмой признано "Отрочество" Ричарда Линклейтера, лучшей комедией - "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона. Об этих и других итогах вручения премий размышляет кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Весь мир пишет о двух отныне главных фильмах года - как минимум на месяц, до того как вручение "Оскаров" подтвердит или опровергнет вердикт "Золотых глобусов". А пока что - так: лучшая драма года - выдающееся "Отрочество" Ричарда Линклейтера (призы достались и актрисе Патрисии Аркетт, и самому Линклейтеру как лучшему режиссеру); лучшая комедия - обаятельный "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона; а еще за сценарий наградили Алехандро Гонсалеса Иньярриту с его замечательным "Бердменом", актер из которого - Майкл Китон - назван лучшим. Другие лауреаты - Джей Кей Симмонс из джазового триллера "Одержимость", прекрасная в любом возрасте и фильме Джулиана Мур за "Все еще Элис", Билли Боб Торнтон за "Фарго", названный и лучшим сериалом, Кевин Спейси за "Карточный домик"...

Однако для России все меркнет перед другой новостью: "Золотой глобус" за лучший фильм года на иностранном языке достался "Левиафану", четвертой полнометражной картине Андрея Звягинцева. Такое случилось во второй раз, после "Войны и мира" Сергея Бондарчука. До того фильм Звягинцева уже успел взять приз за сценарий в Каннах, несколько высших наград фестивалей поменьше, включая Гран-При в Лондоне, четыре номинации Европейской киноакадемии, попал в шорт-лист еще не вручавшейся британской БАФТЫ и в промежуточный шорт-лист "Оскара", окончательные номинации на которого объявят в ближайший четверг. Считается, что "Золотой глобус" нередко предсказывает главную американскую премию - и, так или иначе, маловероятно, что фильм, который наградили как лучший, вовсе не попадет в категорию, где его важнейшим конкурентом, как и прежде, останется польская камерная картина "Ида" Павла Павликовского.

Сегодня же "Левиафан" - законный победитель; выражения триумфа на лицах Андрея Звягинцева и Александра Роднянского было не скрыть, да и незачем: приз заслуженный. Драма в самом деле мощная, универсальная, сделанная с потрясающим мастерством, разыгранная превосходными актерами, показывающая такие неожиданные для многих стороны таланта режиссера, как чувство юмора - правда, черноватое - и чуткость по отношению к политическому моменту. Впрочем, "Левиафана" можно рассматривать и как социальную драму о противостоянии человека государственной машине, и как библейскую притчу, парафраз истории Иова. Увидели ли американцы в картине манифест или просто сильно рассказанную историю, сказать трудно: возможно, на руку нам сыграла комбинация двух этих факторов. А на российских экранах "Левиафан" - с 5 февраля; поздно и с измененной звуковой дорожкой - закон о нецензурной лексике обязывает, но все равно, в самое удачное время: между победой на "Золотых глобусах" и вручением "Оскара". Держим кулачки и не забываем, что настоящее кино необходимо смотреть на большом экране. А "Лефиафан" - не просто настоящее, а очень большое, серьезное, трудное, но возвышающее кино.