17:40, 13 августа 2015

Осторожно: авиабомбилы. Откуда берутся самолеты-нелегалы и кто за ними следит

В России летают десятки нигде не зарегистрированных самолетов. Трагедия на Истринском водохранилище, по словам многих пилотов,  - это лишь частный пример неуправляемости малой авиации. В отдаленных регионах страны доходит до того, что появляются подпольные авиакомпании, которые на небольших воздушных судах перевозят местное население из районных центров в маленькие поселки. Совсем недавно такой нелегальный авиабизнес разоблачили в Якутии. Для многих пилотов-любителей купить самолет не сложнее, чем прибрести автомобиль. Откуда берутся самолеты-нелегалы и кто за ними следит, разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Николай Осипов.

Последний полет нелегальной авиакомпании в Якутии. Несколько частных кукурузников возили пассажиров как маршрутки. Билеты, правда, стоили подороже - несколько тысяч рублей за 2-3 сотни километров полета. Официальный транспорт ходит нечасто, поэтому подпольное "авиатакси" пользовалось большим спросом.

Аэродром, с которого взлетали якутские авиабомбилы, существовал лишь в воображении - это было простое поле, ведь кукурузники могут взлетать и садиться практически где угодно - при наличии более или менее ровной поверхности. Пассажиры собирались прямо в полях, ожидая рейса. Такие авиабомбилы в России встречаются повсеместно, признаются пилоты. Одни катают туристов в живописных местах, как это было под Истрой, где самолет-амфибия врезался в вертолет; другие возят охотников или частные грузы. Нелегальная авиация - это не столько умышленное зло, сколько привычка, ведь надзор за частниками в небе усилили всего несколько лет назад, напоминает президент Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов Леонид Кошелев:

"Раньше вообще все нелегально летали и ничего не регистрировали. Буквально несколько лет тому назад. Последнее время прогресс наметился. Уже побольше людей регистрируют, получают летную годность на самолеты и летают официально. Но большая часть самолетов по-прежнему летает вот так".   

О том, что на маленьком самолете можно полететь куда угодно и это даже не сразу заметят, хорошо становится видно на другом примере - угоне Як-52. Самолет по дороге бросили из-за поломки и уже на другом продолжили полет. Причем в авиаклубе утверждали, что воздушные суда вовсе устранены от эксплуатации. История была запутанная, непонятно, кто, кому и на каких условиях продавал самолет, но вполне возможно, что это могла быть одна из полулегальных сделок, когда машину продают как неисправную на запчасти, а на самом деле ее покупают, чтобы использовать для работы. Ведь сумма сделки якобы составляла миллион рублей. На легальном рынке небольшие самолеты стоят обычно дороже - порядка 30-40 тысяч долларов. Все, что остается в теневом секторе - это техника, которая летает еще с 90-х. Именно в тот период самолеты и вертолеты за копейки расходились по частным рукам, вспоминает начальник негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" Александр Шитиков:

"Очень много было такой маленькой техники, малой авиационной техники в ДОСААФе и в "Аэрофлоте" 25 лет назад. А потом стали уничтожаться некоторые аэроклубы, например, Омский, Кемеровский, Шарыповский. В Кемерове был авиацентр, там было под сотню вертолетов Ми-2 и таких легких спортивных самолетов, они куда-то разошлись, кто-то распродал их. В основном на металлолом это пошло, но не всегда. Актюбинский аэроклуб распродавал учебный четырехместный Як-18Т, его тогда можно было купить дешевле металлолома. Нормальный боевой самолет, рабочий. У нас по северу много: Богучаны, Кежма, Ванавара, Подкаменная Тунгуска, Енисейск - там были большие авиапредприятия. И все же эти самолеты в итоге куда-то делись".   

В глухих таежных районах отслеживать нелегальных перевозчиков особо некому. Главное - не появляться вблизи больших городов. Собственно, якутские авиабомбилы и попались, вероятно, только потому, что начали работать в Якутске. А, скажем, в сибирской тайге такой самолет может летать по своим делам сколько угодно - и будет оставаться незамеченным, признает Александр Шитиков:

"Наказать можно. Нужно, во-первых, сначала его найти. Это, допустим, какой-то участковый. Он наверняка знает, что где-то там кто-то летает. Участковый - "свой", летчик - "свой", допустим, Ми-2 стоит там, он своих же друзей "возит" на речку, на косу, на озера, так это происходит в тайге у нас. По закону участковый должен его арестовать, запретить полеты, на него наложить штраф, административка громадная – тысяч 5 рублей. И все. Воздушное судно, естественно, изъять должен участковый. А как он его изымет, этого я не представляю. Как, если Ан-2 стоит где-то там на поляне на Ангаре, как он его изымет?"    

Малая авиация уже в буквально смысле села на голову людям. В туристических районах отдыхающие с тревогой смотрят на низколетящие самолеты. На днях в Воронеже вертолет, поднимая облака пыли, приземлился рядом с бассейном и баром, перепугав туристов. А вот еще эпизод из той же Истры. Дело было зимой: люди катаются на санках с горки, выезжают на замерзшее водохранилище и чуть не попадают под полозья вертолета. Где-то под Тверью рыбаки сняли еще одно видео: кукурузник летит низко над водой, через реку перекинуты электрические провода, самолет задевает их. Каким-то чудом обходится без катастрофы. Вероятно, после такого полета какой-то дереве пришлось посидеть без света.

Видео пользователя Дарис Мастер Кровли

Если когда-то малая авиация была экзотикой, на которую с любопытством смотрели с земли, то сейчас это - раздражитель. Продавцы недвижимости уже давно смирились, что если речь и идет о сделке с домом, над которым постоянно что-то шумит, то хорошую цену за него не выручить. Раньше клиенты боялись только больших аэропортов, а сейчас все чаще люди присматриваются - есть ли рядом малая авиация. Для будущих владельцев дома это важно, рассказывает гендиректор Агентства недвижимости Александр Либов:

"Авиация очень, конечно, напрягает наших людей, очень сильно влияет. Большинство людей не готовы брать такую недвижимость. Или, если хотят брать, то все время спрашивают: "А вот как там самолеты?"   

В авиаклубах даже призывают сформировать нечто вроде воздушного ГИБДД, поскольку отследить всех частников надзорные ведомства просто не успевают. Авральные проверки случаются лишь после катастроф - и то в отдельно взятых регионах. К примеру, после падения одного из кукурузников под Красноярском в 2013 году местные авиаторы навскидку подсчитали, что в их крае летают по меньшей мере 50 незарегистрированных самолетов.

"Залетных" воздушных таксистов побаиваются и легальные авиавладельцы. Никогда не знаешь, откуда появится очередной лихач. На них пытаются жаловаться. К примеру, незадолго до катастрофы под Истрой местные парапланеристы сообщали о лихачестве самолета, но схема отработки жалоб такова, что к тому моменту, как инспекторы занялись проверкой, непоправимое уже случилось.