МВД проверит интервью адвоката Дагира Хасавова на предмет наличия экстремизма и призывов к разжиганию национальной розни. Он предложил ввести в Москве суды шариата и добавил, что если мусульманской общине не позволят устанавливать свои правила, последствия будут кровавыми. Согласно энциклопедии юриста, шариатский суд это орган правосудия в мусульманском государстве. С момента становления мусульманских государств шариатские суды были основным институтом, применявшим мусульманское право.

До XIX века они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. Затем, в результате образования в большинстве из них светских судов, роль шариатских судов стала падать и постепенно свелась к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки и попечительства. В настоящее время в некоторых странах, например, в Египте, Тунисе, Ливии, шариатские суды ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные шариатские суды. В Саудовской Аравии, Йемене, Иране, Пакистане они остаются центральным звеном судебной системы.

В царской России в районах традиционного распространения ислама действовали шариатские суды, которые применяли нормы шариата, не противоречившие светским законам. После 1917 года они были ликвидированы, но затем в ряде районов Северного Кавказа восстановлены. Шариатские суды действовали параллельно с общегражданскими и рассматривали брачно-семейные, наследственные, а также незначительные гражданские и уголовные дела. К концу 20-х годов они были окончательно ликвидированы.

В наши годы, вместе с распространением исламского влияния в мире постепенно возникает параллельная судебная система, основанная на шариате. Эксперты не исключают, что некоторые нормы шариатского суда могут войти в законодательство Европейских стран.

Должна ли Россия жить по религиозным законам? Данную тему обсудили Ольга Арсланова и Александр Андреев со слушателями радио "Вести ФМ".

Арсланова: Довольно странная новость, ранее никому неизвестный исламский юрист Дагир Хасавов делает громкое заявление. Говорит, что в Москве обязательно нужно создать шариатские суды. И если этого не произойдет, город буквально зальют кровью. Интересна реакция православной Церкви, ее представитель Всеволод Чаплин не исключает возможности легализации, действительно, таких судов шариата в России. Но заявление это тем временем уже разбирает Генпрокуратура, говорит, что может оно нарушает закон в нашей стране.

Андреев: Справедливости ради надо сказать, что Чаплин говорил о судах шариата только для мусульман. И также он сказал, что любые угрозы не допустимы абсолютно.

Арсланова: Ну, а вас мы хотим спросить. В нашей многонациональной и многоконфессиональной стране все-таки какие законы должны превалировать, должны действовать? Религиозные или светские?

Арсланова: Ну, я напомню, что шариатский суд - это основной орган правосудия в мусульманском государстве. Есть собрание закона на основе Корана, в некоторых странах действует, но не в России. Наша система никаких религиозных судов не предусматривает, в том числе, безусловно, и шариатских.

Андреев: Кстати, мнение имама Московской Соборной Мечети, заместителя председателя Совета муфтиев России Ильдара Аляутдинова. По его словам, как таковые суды шариата вводиться не могут. Возможны третейские суды, когда в рамках Мечети те или иные вопросы будут рассматриваться и впоследствии по ним будут принимать решения. Конечно, если это не будет противоречить российскому законодательству, подчеркнул Аляутдинов. И сейчас у нас первый дозвонившийся на связи - Александр. Здравствуйте!

Арсланова: Добрый вечер, Александр! Ваш выбор - светский или религиозный?

Александр: Светский.

Арсланова: Аргументируйте, пожалуйста, почему именно светский, ведь религиозные суды могут разбирать какие-то отдельные дела и могут соответствовать каким-то духовным потребностям, духовным исканиям людей?

Александр: У нас не только религиозный, у нас административный суд ничего не может толком сделать, а тут вы говорите о религиозном.

Андреев: Ну, религиозный будет, вполне возможно, гораздо быстрей и четче принимать решение.

Александр: Ну, вообще такое у нас редко в России происходит, чтобы быстрее и четче что-то новое принимается.

Андреев: Здесь совершенно другое. И здесь, действительно, возможно быстрое и четкое решение, только законы немножко другие, они отличаются.

Александр: Тогда, получается, надо создавать много судов - мусульманские, православные и еще всякие разные. У нас же религия ни одна.

Полностью слушайте в аудиоверсии.