15:34, 05 января 2013

Новый год с "Россией 1": почему телезрители не переключали канал

Новый год с телеканалом "Россия 1": праздничные программы канала вызвали в новогоднюю ночь наибольший зрительский интерес. Самым популярным, как и в предыдущие годы, стал "Голубой огонек на Шаболовке". О зрительском успехе праздничных передач - корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Подолян.

Новый год в нашей стране - праздник особый, это праздник традиций, программа которого не меняется десятилетиями. Поход с детьми на балет "Щелкунчик", елка, украшенная старинными игрушками, которые коллекционируют в семье, традиционный праздничный стол с мандаринами, салатом "Оливье", шампанским. И если на праздничном столе появляются новые, пусть даже самые изысканные блюда, они все равно не могут конкурировать с теми, которые уже стали символом праздника. И эта же формула работает с праздничной телепрограммой. Зрители хотят смотреть фильмы и слушать песни, которые знают наизусть, уверен кинокритик Антон Долин.

"Принцип очень прост. Актуальные народные любимцы выступают, напоминая своими выступлениями и песнями о каких-то любимых явлениях культурных прошлых лет. Поют пенсии, которые зритель хорошо знает и может подпеть".

Именно по этому проверенному пути и пошел телеканал "Россия 1". Новогоднюю ночь открыл мюзикл "Красная шапочка" - неожиданная версия сказки Шарля Перро с новыми героями и главными звездами российской эстрады в главных ролях. Мюзикл собрал у экранов больше 23% телезрителей страны. Антон Долин считает, что в этом успехе нет ничего удивительного, ведь на советских музыкальных сказках воспитывалось не одно поколение.

"Мюзикловый телевизионный жанр восходит к советскому прошлому. Важно то, что они музыкальные, музыка - это то, что на интуитивном уровне запоминается, песне хочется подпеть, даже если тебе не нравится текст, мелодия работает сама за себя. А сказка - это то, что ты знаешь с рождения, это вызывает интуитивное узнавание, это узнавание важнее всего".

После "Красной шапочки" эфир телеканала "Россия 1" продолжил "Новогодний парад звезд" под управлением Филиппа Киркорова и Максима Галкина. И доля телезрителей на этой новогодней программе перешагнула отметку в 25%. А кульминацией вечера, как и в предыдущие годы, стал знаменитый "Голубой огонек на Шаболовке". Его посмотрели уже почти 29% телезрителей страны. Телевизионный критик Юрий Богомолов считает, что телеканал "Россия 1" очень точно угадал желания аудитории.

"Огонек" под сенью не Останкинской, а старой Шуховской башни оказался ближе аудитории. Застолье домашнее продолжается, и оно удвоено, утроено застольем на телеэкране".

Культуролог, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей считает, что телеканал "Россия 1" в новогоднюю ночь сумел создать на экране ту атмосферу, по которой очень соскучились телезрители.

"Телеканал "Россия 1" с "Огоньком" возвращает население страны всех возрастов в эту социалистическую, достаточно гуманитарную, человеколюбивую и моральную атмосферу того времени. Вот это возвращение в прошлое в его лучшем смысле".

Впрочем, не только в новогоднюю ночь телеканал "Россия 1" показал очень высокий рейтинг. По данным первого полугодия телесезона 2012-2013 года, средняя доля телеканала составила 14,47%. "Россия 1" опередила "Первый канал", а разрыв с НТВ стал совсем незначительным и составил 5 сотых процента.