21:15, 24 сентября 2013

Кто, как и почём готовится к корпоративному Новому году

Российские компании разбирают подрядчиков для своих новогодних корпоративов. В сентябре традиционно проходит период тендеров для event-агентств. Организаторы отмечают, что в этом году праздничные бюджеты снова урезаны, однако требования клиентов возросли. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Валерий Емельянов.

Опросы показывают, что 80 процентов работодателей организуют праздник своими силами и лишь 17 - с помощью профессиональных агентств. Но среди этих 17 процентов находятся крупнейшие компании страны, готовые потратить на новогоднюю вечеринку десятки миллионов рублей. На конкурсы за их заказами выстраиваются очереди из event-агентств, но выбор обычно падает на одно из 10 наиболее авторитетных. Такая жесткая конкуренция привела к тому, что в последние годы цены на услуги праздничных организаторов заметно упали: сейчас компании-заказчики платят не больше 8 тысяч за гостя, хотя раньше готовы были отдавать по 12. Однако качество исполнения тоже снизилось, поскольку агентства зачастую тратят слишком много времени и денег на безуспешные попытки пробиться в финал конкурса. Партнер одного из агентств Александр Шумович с этим согласен лишь отчасти:

"Появление тендеров не сказалось на сокращении или увеличении бюджетов. Тендеры проводили как 5-7-10 лет назад, так и продолжают проводить сейчас. Это по-прежнему либо инструмент очень эффективный в правильных руках, либо они ломают бизнес-процессы компаний. Другое дело, что действительно в некоторых случаях начинают экономить на качестве, и цены падают синхронно с качеством, когда чрезмерно увлекаются оптимизацией затрат".

Падение качества корпоративов напрямую связано с непрозрачностью тендеров, считает ряд экспертов. Узнать, какой из конкурсов настоящий, а какой - с заведомо известным победителем, практически невозможно. Для этого необходимо знать структуру компании-заказчика и понимать, кто и из какого отдела принимает окончательное решение. Поэтому возникают ситуации, когда многомиллионные корпоративы представляют собой примитивный банкет с недорогим набором услуг. Разница в стоимости идет на откат организаторам конкурса. В связи с урезанием новогодних бюджетов и гонораров агентств, эта практика прочно закрепилась на рынке праздничных услуг. Комментирует креативный директор другого агентства Сергей Колосов:

"По нашим наблюдениям, такая проблема есть, но она не имеет какого-то решающего значения. То есть мы периодически сталкиваемся с подобными ситуациями, но сами не используем такие механизмы, потому что, на наш взгляд, это просто ведет к деградации рынка. Таким образом event-компании сами роют могилу себе же, создавая среду откатинга".

Мнение рядовых сотрудников, ради которых и проводятся корпоративы, зачастую вообще не учитывается. Отчеты организаторов об эффективности проведения мероприятия требует менее трети компаний-заказчиков. И уж совсем немногие делают из них полезные выводы, заключает директор по исследованиям компании HeadHunter Глеб Лебедев:

"Как правило, эффективность оценивается в количестве пришедших гостей. Остальные говорят, что: в принципе: не занимаются учетом эффективности. И, конечно, есть совсем единицы компаний, которые действительно после мероприятий собирают обратную связь от сотрудников, чтобы понять, каким образом сделать это мероприятие более интересным в будущем".

Тем не менее, спрос на услуги праздничных агентов будет расти, прогнозируют эксперты. Новый год в нашей стране является особым корпоративным феноменом: дорогое мероприятие для тысяч сотрудников считается нормой, в то время как за рубежом вечера такого масштаба организуют в единичных случаях и лишь для маркетинговых целей, то есть для привлечения клиентов. В условиях российского предновогоднего ажиотажа организация праздника силами собственных сотрудников зачастую становится невозможной (например, когда приглашенные специалисты срывают сроки или вовсе отказываются работать). На такой случай у event-агентств имеется уже наработанная база ведущих, музыкантов и техников.