Предложение США об особом торговом статусе Гонконга. Чем это чревато? Обсудим с востоковедом Алексеем Масловым.

В эфире – «Полный контакт». У микрофонов – Владимир Соловьёв и Анна Шафран.

МАСЛОВ: Та же самая история была с Dolce&Gabbana, когда сделали очень глупую рекламу – девушка в китайском наряде, собственно, что и рекламируется – палочками пытается есть пиццу кальцоне, которая завернута; она у нее вываливается. И реклама кончается тем, что девушка со злостью втыкает палочки в эту пиццу – типа не удаётся. Идея была очень простая: для каждого случая нужен свой наряд. И были сняты 4 одинаковых рекламы, она ела разные виды блюд палочками, одна и та же девушка – китаянка, что самое главное. Это – китайская актриса такого второго, третьего плана, очень симпатичная.

На что китайцы обиделись? Обиделись они на то, что китайский образ, девушка в китайском наряде, вот это ципао, знаменитое китайское платье со стоечкой, и китаянка сама по себе – она используется для рекламы не китайских вещей. Китайцы не являются предметом рекламы. Во-вторых, она ведет себя неправильно. Вот, китайские палочки, совсем уже такой традиционный китайский предмет, используются для рекламы каких-то западных вещей, плюс она еще втыкает палочки. По традиции, нельзя втыкать палочки в пищу – рис и так далее. Это часто делается на похоронах. Вот когда в русской культуре ставят стопку водки для умершего, вот в Китае там также втыкают палочки в пиалу, если кто-то умер, и на его место ставят эту пиалу. То есть здесь нарушено было все. И для китайца это было очень оскорбительно. Может быть, европеец этого не заметил бы. И первое – это была ошибка в рекламе; надо было брать, конечно, специалистов. А во-вторых, неправильной была реакций Дольче и Габбана. И вот никто в Китае, ни один пропагандист официальный не стремился сделать антикитайский хайп, народ сам по себе поднялся. Вот, обратите внимание, представляете, чтобы у нас было такое? Например, человек в русской рубашке ест руками плов среднеазиатский. Во-первых, наши бы не заметили.

СОЛОВЬЕВ: Да наплевать!

МАСЛОВ: Да наплевать, конечно. А кто-нибудь бы сказал: вот видите, мы, наверное, такие и есть, такие вот лапотные. Вот у нас начинается то же самое копание. Китайская линия – «нас не трогайте». Вот это, на мой взгляд, и есть то, что называется национальной китайской идеей. Все, что творится внутри Китая, все, что творится в китайской душе, внутри китайской экономики – это китайцы сами должны решать, а ни в коем случае не иностранцы. И вот это, еще раз говорю, это не просто закон больших чисел, это идея того, что Китай всегда реагирует на то, как его оценивают. И это, кстати говоря, во многом последствие вот этого колониального прошлого Китая XIX века, потому что удар по национальному достоинству нанесен был такой, что сегодня любая подобная вещь воспринимается как оскорбление.

Полностью слушайте в аудиоверсии.