программа: Утро
08:10, 01 августа 2011

Безопасность водного транспорта идет ко дну

Частный катер "Ласточка" затонул в районе Лужнецкой набережной после столкновения с баржей. Некоторые время назад всю страну всколыхнуло крушение теплохода "Булгария", в результате которого погибли 122 человека. Почему участились катастрофы на воде? Это и многое другое Руслан Быстров и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вестей ФМ" в программе "Утро".

Быстров: Говорить мы, конечно же, будем о той трагедии, очередной, к сожалению, которая произошла на Москве-реке, когда прогулочный катер столкнулся с баржей. Погибли 9 человек. Сейчас продолжаются поиски, возможно, еще один человек находится под водой. Это далеко не первая подобная катастрофа за последнее время.
Вообще всегда водный транспорт считался самым надежным. Там было всегда меньше всего ЧП, особенно речной транспорт. Ну, казалось бы, что здесь может произойти? Ни шторма тебе нет, от берега до берега несколько метров, можно доплыть. Но нет, все равно происходит и происходит. Конечно же, прежде всего это крушение "Булгарии", там погибло очень много людей. И до этого было ЧП, когда прогулочный катер тоже столкнулся в баржей на Москве-реке, там отмечали выпускной, но, слава богу, обошлось без жертв. Но, как выяснилось, этот случай был всего лишь предвестником новых трагедий.

И мы хотим спросить у вас, почему это опять произошло, что делать, чтобы этого не было? Что делать, чтобы водный транспорт опять стал безопасным, чтобы мы, садясь на речной трамвайчик, чтобы прокатиться по Москве-реке, не думали о том, доплывём мы или не доплывём, чтобы мы там просто отдыхали, как это было раньше? Ужесточать ли правила регистрации этих судов, может быть, правила выдачи разрешений на управление этими судами? Что делать, скажите нам пожалуйста.

Шаулина: А может быть, вообще нам не нужен этот водный транспорт?

Быстров: Ну, как не нужен?! Ну, давай будем сидеть дома и никуда не выходить.

Шаулина: Нет, зачем. Мы не будем сидеть дома, мы будем торжественно стоять в пробках и не пользоваться общественным транспортом, тем самым снизив риски, если действительно настолько это опасно и настолько не подготовлены наши речники.

Быстров: Опасно может быть все, что угодно, если это не контролируется, если это погрязло в коррупции. И дышать московским воздухом будет опасно. Но здесь, наверное, надо искать какие-то другие причины, почему это происходит, как с этим бороться.

Шаулина: С речным транспортом.

Быстров: Ты знаешь, много пишут сегодня об этом газеты, всякие информагентства. И вот заслуживает внимания, на мой взгляд, интервью, опубликованное Life News. Этому агентству удалось поговорить с одним из пассажиров этого катера, который выжил. И вот, что он рассказывает.

Зовут его Магомед, или Мага, как друзья его зовут. Он подтвердил, что капитан судна был абсолютно трезв, то есть, как минимум, одну версию мы уже исключаем. А причиной оказалась его халатность и неисправность катера. И вот, что он рассказывает: "Водитель катера не раз глушил мотор. Это происходило на протяжении всей нашей прогулки". Почему он глушил мотор, сразу же возникает вопрос? То ли мотор был неисправен, то ли такой странный способ управления судном. Кроме того, пишут о том, что этот водитель неоднократно привлекался к ответственности за нарушение правил судоходства. Неоднократно. И именно поэтому он работал в ночные часы, потому что в дневные у него уже не было возможности работать. Но, тем не менее, он все равно продолжал ездить на этом катере, продолжал возить людей, и никто этому почему-то не помешал. Капитан во время каждой остановки, а их было много по ходу этой прогулки, начинал копаться в задней части катера.

Шаулина: Там, видимо, моторный отсек.

Быстров: Значит, что-то там было неисправно. Почему, опять же, это не проконтролировали, было ли техническое освидетельствование у этого судна, кто его выдавал? Сразу же возникает несколько вопросов.

На вопрос, видели ли ребята баржу, с которой впоследствии они столкнулись, Магомед ответил утвердительно: "Мы обогнали ее, остановились достаточно далеко. После чего капитан заглушил мотор, включил свет и вновь начал возиться в хвосте катера".

Шаулина: Через какое-то время баржа нагнала катер. Увидев надвигающееся судно, капитан "Ласточки" начал поворачивать влево. В момент, когда водитель начал выруливать, ребята, которые были на носу катера, сказали, что надвигается баржа, на что капитан ответил: "Я ничего не могу поделать".

Быстров: При столкновении судно перевернуло 3 раза, оно ушло под баржу. Магомед рассказывает, что выжил чудом, не знает даже, как смог выжить. Наверху образовалось воздушное пространство, он поплыл вверх, хотя плавать не умеет. Вынырнул он уже около баржи. Матросы этой самой баржи, которые заметили людей за бортом, начали кидать им спасательные круги, затем сами прыгали в воду. Вообще, могло быть, наверное, больше выживших, но проблема была в том, что многие находились в трюме. Если бы они все была на палубе, они бы просто выпрыгнули. И мы спрашиваем вас, что делать-то, вообще, на самом деле? "Булгария", теперь это... Ужесточать правила? До каких пределов? Может быть, вообще ограничить плавание судов в акватории Москва-реки?

Шаулина: А может быть, просто усилить контроль?

Быстров: Усилить контроль и так далее, и тому подобное.

Полный перечень выпусков вы можете найти в разделе "Программы", на странице программы "Утро".