Частный катер "Ласточка" затонул в районе Лужнецкой набережной после столкновения с баржей. Главные версии причин крушения - техническая неисправность и человеческий фактор. Известно, что только в этом сезоне хозяина катера трижды штрафовали за нарушение техники безопасности при судоходстве. Почему участились катастрофы на воде? Почему наши суда в таком плохом техническом состоянии? Это и многое другое Руслан Быстров и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вестей ФМ" в программе "Утро".

Быстров: Мы обсуждаем очередную трагедию на воде, когда в Москве-реке столкнулись прогулочный катер и баржа. Казалось бы, уж где-где, но Москва-река в том месте не такая широкая, не такая большая.

Шаулина: Не такая глубокая - три метра всего.

Быстров: На первый взгляд ничего там такого случиться не может. Но случилось: 9 человек, как известно на эту минуту, погибли. Еще одного спасатели сегодня будут искать. Само судно уже поднято, и в ближайшее время его начнут обследовать следователи, чтобы понять, что же там все-таки произошло. Валерий к нам дозвонился. Доброе утро, Валерий!

Валерий: Доброе утро!

Быстров: Так что делать, ужесточать, до каких пределов, сажать, расстреливать, что?

Валерий: Вы знаете, я бы так сказал. Уменьшить давление на бизнес. На тех же капитанов и владельцев судов.

Быстров: Но они говорят наоборот, что никто их не проверяет, они и так без прав. Куда уж меньше?

Валерий: Нет, смотрите. Я думаю, что в этом случае на реке виноват капитан, который разогнался, может быть, ну, неосмотрительно, как на дорогах.

Быстров: А при чем здесь давление?

Валерий: Исправные машины тоже бьются, правильно? Также и катер был, наверное, исправный, просто капитан, может быть, увлекся скоростью, я не знаю, что там случилось.

Быстров: А давление-то причем на бизнес здесь? Я не понимаю.

Валерий: А при том. Смотрите, сейчас хотим ужесточить все. Так?

Быстров: Так.

Валерий: А я думаю, что там неисправные пароходы плавают. Так вот те деньги, которые платятся чиновникам, взятки, часть бизнесменов частного бизнеса направила бы на ремонт этих судов.

Быстров: А Вы думаете, они направят на ремонт судов?

Валерий: Да!

Быстров: То есть не в карман возьмут? А что мешало ремонтировать "Булгарию", объясните мне, пожалуйста? Что мешало, не брать туда больше пассажиров, чем требовали технические характеристики судна?

Валерий: Вы знаете, я тоже занимаюсь бизнесом. Очень много денег платится. Я бы на эти деньги лучше оборудование новое купил какое-то, ну, много бы потратил в дело. Но у меня не хватает средств, потому что очень много приходится платить. Вот вам пример из моей жизни: помните, был пожар в "Хромой лошади", да? В 3 раза ставки выросли пожарным заплатить.

Быстров: Хорошо, ставки выросли, а лучше стали они проверять, может быть?

Валерий: Вот эти деньги лучше направить на средства пожаротушения... Многие бы, 90% людей, которые занимаются бизнесом, эти деньги направили бы именно на средства безопасности.

Быстров: Ну, да, хочется верить, конечно.

Валерий: Да. Отремонтировали бы...

Быстров: Хочется верить, но не верю. Не знаю. Спасибо Вам большое. Я не знаю почему, но что-то не верю я.

Шаулина: Снизить коррупционное давление - это, конечно, хорошо. "Говорят, что бизнесмен всегда прав. Всех моих знакомых кошмарят менты, и попробуйте что-нибудь сделать в такой обстановке", - пишет нам Михаил из Москвы.

Быстров: Михаил, доброе утро!

Михаил: Здравствуйте! Я хотел бы присоединиться к словам предыдущего оратора, который говорил по поводу давления на бизнес. Значит, смотрите: мы живем одним днем. В команду "Булгарии" набрали каких-то непонятных людей. Пароход был в аренде каждый год у разных людей. Бизнесу неинтересно вкладываться в долгие проекты, 5 лет, 7 лет поддерживать в нормальном состоянии. Это игра в рулетку. Откатал год - отдал пароход. Все. Деньги снял. То есть сейчас ситуация такая, что неинтересно строить крепкий бизнес, потому что понимаешь, что в любой момент его могут отнять.

Быстров: Наш корреспондент Анна Семкина сейчас находится на причале Киевского вокзала. Она поехала посмотреть, изменилось ли там что-нибудь в лучшую или в худшую сторону. Ань, привет!

Семкина: Здравствуйте, Руслан! Здравствуйте, Людмила!

Шаулина: Мне кажется, имеет смысл напомнить, что прокатилась такая волна слухов, что на Москве-реке прекратили ходить прогулочные речные трамвайчики, и что это касается направления от Киевского вокзала до Кремля. Так ли это, Аня?

Семкина: Вы знаете, пока сказать сложно, потому что, действительно, на причале Киевского вокзала сейчас практически безлюдно, если не считать нескольких рабочих, которые убираются здесь на одном из припаркованных теплоходов. Сейчас здесь стоят 2 ресторана-теплохода, и еще прогулочный "Москва-92". Они закрыты пока, можно сказать, даже зачехлены. На борту ни души, и вот только на теплоходе River Palace активно убираются гастарбайтеры - мусор подметают, выносят все, что накопилось, видно, за вчерашний день. Когда они должны отправиться, пока не понятно, но мне сказали, что River Palace должен по расписанию уйти в 12 часов, и это будет дневная прогулка, то есть на весь день. Это достаточно большой теплоход. Те, что поменьше, должны стартовать в 10:45, у них должна быть обзорная экскурсия, от Киевского вокзала они идут через все знаковые места: Новодевичий монастырь, памятник Петру I, Храм Христа-Спасителя. Это тоже довольно продолжительная экскурсия. Стоит 500 рублей, но пока на причале нет ни одного желающего прокатиться. Кассы все закрыты. И по Москве-реке ни один теплоходик за мое присутствие не прошел. То есть, возможно, навигация открывается позже, но пока здесь абсолютно никого нет.

Быстров: Говорили, что будут проверять массово все эти маленькие суда. Есть ли там, может быть, какие-то проверяющие органы, видны ли следы проверок?

Семкина: Нет, вы знаете, следов проверяющих, каких-то проверок тоже нет, здесь только рабочие, которые что-то делают. Я спросила у одного из речников, который сейчас дежурит на теплоходике "Волна", он говорит: "Я сегодня заступил, не знаю ничего, когда мы пойдем. Никто сегодня не приходил к нам". То есть будут ли какие-то проверки, еще неизвестно, но сейчас проверяющих здесь нет.

Полный перечень выпусков вы можете найти в разделе "Программы", на странице программы "Утро".