17:37, 01 августа 2011

Частники портят жизнь речникам-профессионалам

Движение речных трамвайчиков по Москве -реке полностью восстановлено. Об этом сообщили в столичной судоходной компании. Теплоходы отходят от причалов полными и по расписанию. Но на борту пассажиры и члены экипажей продолжают обсуждать вчерашнее крушение катера "Ласточка". Корреспондент радио "Вести ФМ"  Анна Семкина побывала на одном из причалов и послушала, что говорят речники.

Причал у Киевского вокзала, 11 часов утра. Через 10 минут от пристани должен отправиться прогулочный теплоход "Волна". У кассы очередь из 15 человек: внуки с бабушками, туристы, влюбленные пары и большая семья с тремя детьми. Глава семейства интересуется у капитана судна, насчет кальяна:

- А есть это ...кальян?

- Конечно, есть даже бар.

О трагедии с "Ласточкой" все в очереди слышали, но опасений по поводу сегодняшней поездки ни у кого нет:

- У нас, точно не случится.

- Надеемся, что с утра будет достаточно безопасно. Вот после таких случаев потом очень строгие проверки идут всегда.

Проверяющих нигде не видно, но капитан "Волны" уверяет - с начала июля его теплоход кто только ни проверял. Хотя следить, по его мнению, нужно как раз за частными катерами и яхтами. Именно они отравляют жизнь речникам-профессионалам:

Вот мы их только боимся, этих частников, они ездят как хотят. Мог бы и в нас также въехать. Вы лучше на север съездите, там эти частники гоняют по водохранилищам тысячами.

Разрешенная скорость на воде у речных трамвайчиков - 12 километров в час. Раз в пять лет все капитаны обязательно проходят переаттестацию в Академии Водного транспорта. Другое дело - владелец частного прогулочного катера или яхты. Ему не нужны лицензии и дипломы, надо всего лишь получить права на управление маломерным судном, которые выдает Госинспекция по маломерным судам (ГИМС). Капитаны катеров сдают экзамены в ГИМСе так же, как автовладельцы в ГИБДД, поясняет заместитель генерального директора по безопасности судоходства Московского речного пароходства Александр Монахов:

Их там учат, где ходить ,как ходить. Что нужно идти по краю судоходного фарватера, нельзя вылезать на судоходный ход, где ходят большие суда. И у них определены места, где они могут пересекать судовой ход. Они не имеют право заниматься коммерческой деятельностью, это спортивно-развлекательное общество, купил лодку и плавай на ней. Друга можешь посадить, там разрешено до 12 человек.

В Интернете по поиску "аренда катера" выскакивают десятки предложений с сотовыми телефонами. Можно будет самим порулить, правда под присмотром капитана, разрешат даже погасить огни на яхте, чтобы внести к примеру, праздничный торт для именинника. Единственное ограничение - на борту не более 12 человек, поясняет по телефону Андрей:

Сейчас с этим архи-строго, проверяют сейчас на воде каждую лодку, просто жесть! Так, для вас бюджет 230-240 тысяч рублей подъемный? Ага, ну замечательно. Яхта очень хорошая, все необходимые разрешения есть. Нет, ну, на Рублевку мы не сможем подать. Есть два варианта: можем подать яхту в "Роял Яхтклуб", это Водный стадион, второе - это Дмитровское шоссе, примерно 7-8 км. Абсолютно нормальная яхта. Я понимаю, в свете последних событий это вызывает волнения, но не стоит об этом думать.

В Госинспекции по маломерным судам сегодня весь день не отвечали, а позже сообщили - комментировать процедуру получения прав на катера и яхты не будут. Но по словам экспертов, только в Москве сегодня зарегистрировано более 40 тысяч маломерных судов, и получить свидетельство на управление катером может кто угодно. После минувшей катастрофы столичные власти пообещали ускорить создание единого водного диспетчерского центра, чтобы избежать таких столкновений в будущем. Впрочем, есть версия, что затонувший катер Геннадия Зингера был неисправен и капитан просто не смог завести мотор, чтобы вовремя увести судно с пути баржи. Причем, глох катер в течении вечера неоднократно. Однако никому из проверяющих это в глаза не бросилось.