В столице начал работу 35-й Московский международный кинофестиваль. На юбилейный кинофорум приехал голливудский актер Брэд Питт. Картина, в которой он сыграл главную роль, "Война миров Z", стала фильмом-открытием фестиваля. Есть ли заслуга ММКФ в том, что удалось организовать приезд звезды такого масштаба? Об этом в утреннем эфире рассказал кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Аверин: Я так понимаю, что есть какое-то соревнование между мировыми кинофестивалями, к кому какие звёзды в каком количестве приезжают?

Саралидзе: Есть ли такое соревнование на самом деле?

Долин: Это очень сложный вопрос. Дело в том, что звёзды не существуют сами по себе, надо это понимать. Есть престарелые звезды, которые существуют сами по себе. Можно позвонить лично Катрин Денёв или её менеджеру или, например, Алену Делону и сказать: "Приезжайте-ка, мы вам дадим приз "За вклад в кино". Я не знаю, платятся ли за это деньги, но, может быть, какой-то гонорар прилагается - просто за беспокойство. Но в принципе таких звёзд в мире довольно мало, и это звёзды на 95% не американские. А главные звёзды для народа - это голливудские звёзды. Пройдёт еще лет 10, и вы будете последними россиянами, которые всё еще считают звёздами европейских артистов, потому что смотрели в молодости или в детстве французские, итальянские, венгерские фильмы в кинотеатрах.

Аверин: То есть Даниэль Ольбрыхский уже не звезда?

Долин: Ну, пока еще звезда, но недолго осталось. Не Даниэлю, дай бог ему жить ещё 100 лет, а его звёздному статусу. Это очень серьёзная проблема, связанная с тем, что современная публика европейское кино не воспринимает как коммерческое. Европейское кино - это всегда арт-хаус, а если вдруг случайно сняли весёлую комедию, ну, её можно выпустить на 70 экранах, на 200 иногда, когда это какой-то суперхит. Для сравнения: голливудские фильмы выходят уже на 1000 экранах и болльше. Поэтому, сами понимаете, есть американские звёзды, а там не просто ты звонишь агенту. Там звезды привыкли работать. Что это значит? Если звезда куда-то приезжает, она приезжает в рамках промотура своей картины или международной премьеры своей картины. И речь идёт таким образом вовсе не о приглашении звёзд, а о приглашении картины. Понимаете разницу? То есть это уже разговор не с агентом звезды или лично звездой, мол, приезжай, нам звёзд мало на московском фестивале...

Аверин: А со студией!

Долин: Со студией, с продюсерами, с российскими дистрибьюторами, без которых со студией напрямую фестиваль договориться не может, потому что плевать они хотели на фестиваль, их интересует рыночное продолжение истории. 1000 будет экранов или 1250, и фестиваль для этого вообще не помощник. Но российскому дистрибьютору, когда он есть, в свою очередь нужен Московский фестиваль, потому что когда они просто привозят какую-то звезду и фильм, конкуренция очень высока. Звёзды все сюда ездят, рынок здесь растущий, и пресса не резиновая и её не бесконечно много. А когда на Московский фестиваль приезжаешь, это же ещё открытие или спецсобытие, а событий мало, и вся пресса начинает про это писать и кричать в Интернете, на телевидении - везде. Это увеличенная реклама. Но это имеет смысл только в том случае, если фильм тут же будет выходить в прокат. Иначе публика тут же забудет, что Брэд Питт приезжал представлять "Войну миров Z", если этот фильм через неделю не выпустят на экраны. И через неделю она-таки выйдет на экраны!

Я хочу пояснить для всех, пусть это не звучит как громкое разоблачение. На самом деле в профессиональном кругу это всем известный факт, но нужно это понимать: когда мы начинаем хвалить Московский фестиваль за то, что у них на открытии Брэд Питт, они молодцы в принципе, что договорились, но надо понимать, что это не их заслуга.

Полный перечень выпусков вы можете найти в разделе "Программы", на странице программы "Утренний разгон".