22:16, 09 июня 2014

Березовскому подсунули "клюкву"? Тайна коллекции картин олигарха

В коллекции картин покойного Бориса Березовского, которую специалисты оценивают в 50 миллионов фунтов стерлингов, нашли 19 подделок. Такое сенсационное заявление появилось на страницах британской The Sunday Times. Означает ли это, что олигарх покупал фальшивки, или подлинники подменили после его смерти? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Ольга Беляева.

Борис Березовский начал собирать художественную коллекцию во время своего пребывания в Западной Европе. Это были полотна российских и западных художников. Общая стоимость работ приближается к 80 миллионам фунтов стерлингов. И вот во время оценки состояния покойного олигарха выясняется, что по крайней мере 19 картин из коллекции - подделки. Среди них - работы, приписываемые российским художникам Алексею Саврасову и Александру Альтману стоимостью 550 и 75 тысяч фунтов соответственно.

К концу жизни финансовое состояние Бориса Березовского ухудшилось. Он накопил значительные долги, распустил охрану, продал несколько домов, а также - картину "Красный Ленин" Энди Уорхола за 200 тысяч долларов. Есть версия, что Березовский сам продавал оригиналы, чтобы поправить финансовое положение. А чтобы не оголять коллекцию, заказывал копии. Эта версия кажется маловероятной, считает эксперт-коллекционер Кирилл Алексеев:

"Найти художников, которые в разной манере скопируют два десятка авторов конца XIX - начала XX века, мне кажется маловероятным. Усилия эти не могли быть не замечены для арт-сообщества как лондонского, так и московского. Если мы об этом раньше не узнали, то узнаем сейчас. Копиисты сдают себя ради славы. Но в действительности, мне кажется, это утопия".

Впрочем, коллекция - не последнее, что входит в наследие Березовского. За ним до сих пор числятся яхта, имение во Франции, финансовые активы в различных фондах Великобритании.

То, что в коллекции столько якобы подделок, потрясло душеприказчиков покойного олигарха. Они подозревают, что заменить подлинники на копии могли после смерти владельца. Копии могли продать ему и при жизни, возражают эксперты. Но доказать это будет сложно, замечает адвокат Александр Добровинский:

"Если они знают продавцов этих картин, даже если они докажут, что именно эти люди продавали картины, это довольно сложно. Поэтому я не уверен, что родственники пойдут на судебные тяжбы, и всё это увенчается успехом. Я не понимаю, против кого можно судиться".

Любая художественная коллекция должна проходить экспертную переатрибуцию раз в 5-6 лет. За это время изобретаются новые способы оценки, появляется сравнительный материал и так далее. Поэтому результаты экспертиз разных лет могут быть прямо противоположными, рассказывает Кирилл Алексеев:

"Коллекция Березовского долго не проходила эту переатрибуцию, поэтому неудивительно, что по истечении какого-то времени в ней найдены подделки. Коллекция - это работа. Это не значит, что вы приобрели и у вас на стене висит инвестиция. Чтобы это таковой стало, её надо обслуживать. Борис Абрамович не занимался этими вещами. Поэтому то, что происходит с коллекцией Березовского, вполне предсказуемо. Так бывает со многими собраниями, с которыми не ведётся постоянной работы".

Такое количество подделок в одной коллекции - маловероятное событие, полагает глава аукционного дома Sotheby's в России Михаил Каменский:

"Предположить, что он за большие деньги покупал какие-то работы без должной проверки? Я такого представить себе не могу. Думаю, что имела место не подмена, а недостоверная информация. Что это за специалисты, которые говорят о подделках? Никто не обращался в аукционный дом Sotheby's. Если бы были обращения в другие аукционные дома, были бы ссылки. А этого не сделано".

Кстати, другие 17 картин, которые висели в особняке Березовского в графстве Суррей, ещё в апреле также были названы подделкой.