19:44, 10 ноября 2015

Пиратская экономика: как зарабатывают российские торрент-трекеры

Блокировка RuTracker'а, крупнейшей базы торрент-ссылок в России и одной из самых больших в мире, обойдется ее создателям в сумму, сопоставимую с бюджетом небольшого города. Зато авторы книг, музыки и фильмов получат миллиарды долларов от продажи своего контента на легальных площадках. Такие данные приводят официальные источники и эксперты интернет-отрасли. Сколько зарабатывают российские пираты и долго ли они продержатся на плаву, выяснял экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.

RuTracker давно и прочно занял место в зале пиратской славы. В его базе хранится около 1,5 миллиона раздач, что делает его одной из крупнейших медиатек мира. Доступ к файлам совершенно бесплатный, поэтому, с точки правообладателей, речь идет о миллиардах долларов недополученной прибыли. Доходы самого RuTracker'а гораздо скромнее. Он и ему подобные сайты могут зарабатывать только на дешевой рекламе и членских взносах. Аудитория у них обычно разношерстная, а заказчики низкопробные, замечает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян:

"У таких ресурсов, как правило, два источника доходов. В частности, это платежи пользователей в виде пожертвований или какой-то абонентской платы, например, за отключение рекламы, которая, собственно, и является вторым источником. Причем, как правило, это достаточно низкокачественная реклама, потому что уважающие себя рекламные сети предпочитают с такими ресурсам не работать. Реклама, которая там появляется, низкого сорта, она периодически ведет на сайты с сомнительным контентом, вирусами, порнографией и тому подобными вещами".

Впрочем, при такой огромной аудитории RuTracker все равно стоит в одном ряду с компаниями-лидерами Рунета. Его посещает около 2 миллионов человек в сутки. Исходя из этого, потенциальная стоимость сайта может доходить до 6,5 миллионов долларов. Зарубежные сервисы оценивают его в меньшую сумму - чуть более 4 миллионов, Но это все равно очень много - на уровне таких сайтов, как "Лента.ру", "Кинопоиск", портал "РИА Новости". С такого трафика ежедневный потенциальный доход от рекламы может составлять около полумиллиона рублей в день, что позволяет RuTracker'у содержать целый штат администраторов и модераторов. После блокировки ресурса его аудитория не исчезнет полностью, но существенно сократится. Упадут позиции в поисковиках, снизятся доходы от рекламы, рассуждает обозреватель проекта Nomobaile.ru Николай Турубар:

"Бизнес-модель поменяется. Скорее всего, они уйдут в подпольные варианты, в Tor. В секретные сервисы. Разумеется, все это просто так не пропадет. Но основной ресурс такого рода, пиратский, будет придавлен, и, возможно, новой пиратской лагуны уже и не появится. Будут какие-то локальные истории, которые будет сложно найти в открытом доступе".

Как умирают пиратские площадки, можно проследить на примере другого крупного трекера - Rutor.org. Месяц назад он тоже не смог договориться с правообладателями и был заблокирован навсегда. За минувшие недели портал наплодил несколько зеркальных копий, но у них сейчас в 3 раза меньше посетителей, чем было у оригинального сайта. По подсчетам Минкомсвязи, борьба с пиратством приносит выгоду не только авторам, но и пользователям. Уже в первые месяцы действия антипиратского закона у платных порталов кино и музыки продажи подскочили на треть, или на 2 миллиона копий. Благодаря этому средние цены на контент упали вдвое - с 580 рублей до 280. Кроме того, у законных распространителей начали появляться новые способы оплаты, чего раньше не хватало тем пользователям, которые были готовы платить за контент, но сталкивались с техническими сложностями.